Многие годы, как создана Тверская городская общественная организация «Союз детей-сирот погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», мы ведем поиск своих отцов, пропавших без вести. Некоторые находят, а некоторые в ходе поисков уходят в мир иной, так и не узнав о судьбе дорогого отца. Но поиск продолжается!
Но возмущает то обстоятельство, что всех до сих пор чиновники из архивов страны продолжают называть пропавшими, да еще и без вести.
И приказ Сталина: если не похоронен – значит, пропал без вести, тоже сыграл свою роль. Но, повторюсь, все это было по закону войны. А сейчас-то как можно считать 300 тысяч солдат и офицеров, попавших только в один чудовищный котел окружения под Харьковом, пропавшими неизвестно как и куда? Мало того, что их загнали в этот адский котел, как баранов на заклание, бездарные командующие. И они до сих пор лежат в безымянных могилах, и болотах, и заросших окопах, так их еще и принесли в жертву забвению, лишили рода и памяти!
Жутко было и на нашей Тверской земле. Так, участники боев подо Ржевом летом 1942 года вспоминают страшные картины тех августовских дней. Бывший командир минометного взвода 114-го отдельного стрелкового батальона Л.М. Вольпе вспоминал: «Мне пришлось пройти всю войну, но такого количества убитых наших бойцов не довелось увидеть никогда. Вся поляна (четыре километра в глубину и шесть километров в ширину) была усеяна трупами убитых…» А.А. Микушев вспоминал, что, когда их корпус был на территории Бельского района, то в окрестностях села Таракановка «были обнаружены трупы наших солдат в зимнем обмундировании, некоторые с оружием. Убитые бойцы оставались здесь с зимних боев 1942 года, мы же были там в августе 43-го…»
Следует подчеркнуть, что сам факт существования тысяч непогребенных и пропавших воинов замалчивался, и тема фактически была под запретом. До 1960-х годов захоронением непогребенных останков занимались местные жители. Ведь картина на местах боев, окружений была просто страшной. В дневниках московских поисковиков Борзовых, работавших в районе Гжатска (ныне Гагарин), ужасающие сведения о следах боев: «Через поле, бывало, не пройти, говорила тетя Феня, вповалку лежали трупы…» «А кости с тех полей и не убирали, – продолжает ее рассказ мужик лет 50. – Где бульдозером сгребали, а где прямо так пахали, по костям. Бывало, пустишь трактор и смотришь вперед на какую-нибудь березку, чтобы не сбиться и не видеть, что тебе под трактор идет… Знал бы, что вам каски нужны, так полный прицеп привез бы из Кострова, я там пахал сегодня. Там их и искать не надо, в каждой воронке лежат. Это
Следует различать сирот и детей войны. Сироты остались без вести пропавших отцов, а у детей войны отцы вернулись с полей сражений победителями. А у некоторых даже и не призывались, получают солидные льготы, квартиры, машины, которые передают сыновьям, внукам и даже правнукам, а сироты не получают от государства нашего ничего.
Я и сам, и моя супруга – сироты погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов наших без вести пропавших отцов – техника-интенданта 2-го ранга Фатеева Ивана Ивановича и ефрейтора Милохина Ивана Ивановича, еще и участника Первой мировой войны, но погибшего во Вторую мировую войну.
Мы, сироты и дети войны всей России, ждем от нашей Государственной Думы 6-го созыва, чтобы она с новыми силами приняла Закон о без вести пропавших солдатах, считая их павшими в боях за Родину, а нам присвоила статус детей-сирот войны и соответственно добавку к нашим нищенским пенсиям или оплату ЖКХ по льготным тарифам, как и по телефону, лекарствам и т.д.
А зачем торопиться Государственной Думе – ведь самому молодому сироте войны далеко за 70 лет…
Райвоенкоматы не хотят вести поиск погибших фронтовиков. Я хочу всем родным дать совет, где и как вы сами можете искать своих погибших и пропавших солдат.
Адреса общих почтовых запросов в архивы России. Главный из них – Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ),
Ищите своих родных и через Интернет, общество «Мемориал», а также через электронную базу данных ЦАМО.
С.И. МИЛОХИН, член Тверского Союза детей-сирот войны, ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке