Трагическая судьба предвоенного худрука областного драматического театра
В 1966 году писатель Борис Полевой опубликовал повесть «Доктор Вера». Главная героиня книги – врач, спасавшая подпольщиков в оккупированном немцами Верхневолжске. Писатель в ту пору был знаменит в стране. Многие театры поставили спектакли по инсценировке «Доктора Веры», в 1967 году повесть экранизирована. Натурные съемки проходили в Калинине, одна из центральных сцен картины – на площади Революции, где снимали казнь патриотов.
В повести выведен художественный руководитель Верхневолжского драматического театра по фамилии Винокуров. Остался этот персонаж и в фильме. Подлец, трус, предатель, фашистский наймит, который после ареста советскими властями оклеветал ни в чем не повинных людей.
Повесть – явление художественное, но читатели со стажем узнавали в Верхневолжске город Калинин, а в Винокурове – худрука Калининского областного драматического театра Сергея Виноградова. С именем этого человека связан расцвет театра в конце 1930-х годов.
Сергей Владимирович Виноградов стал художественным руководителем в середине 1937 года. Приехал из Горького (Нижний Новгород). Привез с собой группу актеров – З. Шерстневскую (гражданскую жену), В. Митрофанова, К. Никанорова, актрису Е. Котович. В кругу своих они имели прозвища: Виноградов – Дядька, Шерстневская – Тетка, Котович – Бабка Ефа.
Первый спектакль в постановке нового худрука – «Отелло». Сергей Виноградов был поклонником и знатоком Шекспира и Максима Горького. «Отелло», а также «Мать» Горького потрясли калининских зрителей.
В 1938 году театр перешел на работу без государственной дотации. В 1939-м давал гастроли в Ленинграде. Все сорок спектаклей, показанных на сцене Дворца культуры имени Кирова, прошли с аншлагами. «Калининский театр, – писала „Ленинградская правда“, – вполне зрелый и сильный, о нем можно говорить без обычных скидок на периферийность, там ставятся лучшие произведения советской и мировой драматургии».
Сергей Виноградов руководил курсом Калининского театрального училища – кузницей кадров для своей и тюзовской сцен. Он был властным и темпераментным постановщиком, безжалостно исправлял спектакли очередных режиссеров, не нарушая, однако, их замыслов. Не всем это нравилось, диктат всегда имеет противников внутри коллектива. Они заявят о себе, когда Виноградов окажется под следствием и ему припишут сотрудничество с оккупантами.
В день начала Великой Отечественной войны на главной театральной сцене области шел спектакль «Фельдмаршал Кутузов» в постановке Сергея Виноградова. Это была последняя работа талантливого режиссера.
Он остался в оккупации по несчастью: не хотел бросить богатейшую коллекцию картин и фарфора. Погубить художественные ценности считал преступлением. Обещанной помощи в эвакуации от городских властей, дирекции театра не дождался: многие руководители за несколько дней до немецкого нашествия спешно самоэвакуировались из Калинина.
В оккупированном городе каждый выживал как мог. Полтора десятка театральных людей обитали в подвале – бомбоубежище того самого дома на нынешнем Тверском проспекте, где жил до войны корреспондент областной газеты «Пролетарская правда» Борис Полевой.
Немцы не могли не заметить такую колоритную фигуру, как Виноградов. В управе поинтересовались, чем собирается заниматься «господин режиссер». Тот как книгочей да еще знаток немецкого языка предложил собирать книги из брошенных библиотек, квартир и на пожарищах. Этим занятием он обеспечивал безопасность и подвальной коммуне. За несколько дней до освобождения Калинина Виноградову предложили «высокий» пост «заведующего театрально-зрелищным подотделом отдела народного образования». Никакого подотдела не было и в помине. Да и отдела тоже. Красная Армия дала жару немцам в Подмосковье, так что «театра и зрелищ» им хватало на поле боя.
С немцами люди театра уходить не собирались. Надеялись, что законная власть придет и разберется. Они только сохраняли книжное богатство. Но в военное время писались драконовские законы. Известные люди, оставшиеся в оккупации, считались предателями.
Из Калининской драмы были арестованы четверо: Сергей Виноградов, Мария Перемышлева, Иосаф Дворников, Василий Яковлев. Художественный руководитель, по мнению следствия, был главным прислужником оккупантов.
Сразу нашлись свидетели, в том числе из ведущих актеров театра, которые дружно оговаривали Виноградова. В его деле есть имена людей, давших обвинительные показания. Можно ли с высоты времени судить их за это? Совесть, наверное, в принципе не может быть абсолютно чистой.
Виноградову вменялись общение с немецкими офицерами, поездка в штаб, организация зрелищ для оккупантов и даже постановка спектаклей по пьесам Чехова. Из правды было общение (разговоры – это не сотрудничество) и визиты в управу, где худрука обвиняли… в поджоге магазина «Сыр – масло». Никакого Чехова в разрушенном городе поставить было невозможно. До него ли было?
Объяснения подследственного отвергались. По приговору военного трибунала гарнизона 3 июня 1942 года Виноградов, Дворников, Яковлев получили по десять лет лагерей с поражением в правах на пять лет. Актрисе Перемышлевой дали шесть лет с поражением в правах на три года. Их имущество было конфисковано.
Повезло гражданской жене Сергея Виноградова. Беременной, ей удалось эвакуироваться в Киров. Там она играла на сцене местного театра, скрывая, что ждет ребенка от «врага народа». Как военное правосудие не расправилось с этой женщиной, до сих пор загадка. Зинаида Сергеевна Шерстневская ушла из жизни в 1978 году. Она так и не узнала, когда и за что был осужден ее муж и какова его судьба в заключении.
Дочь режиссера и актрисы Татьяна работала заведующей литературной частью Пермского театра.
Реабилитирован Сергей Виноградов в 1995 году – через 53 года после смерти. В 1942 году после приговора трибунала его не отправили в лагерь, а несколько месяцев держали в Калининской тюрьме, переводя из камеры в камеру. Осведомители сообщали о Виноградове другие обличающие сведения: имел рацию, состоял сотрудником гестапо, кормился с фашистского стола. «Доброхотов», желающих выслужиться, хватало всегда. Попытки заключенного оправдаться успеха не имели. На жалобы, что его истязают, выбивая показания, – никакой реакции.
Появилось еще одно дело Виноградова – «Антисоветская агитация пораженческого характера». 29 августа 1942 года оно было передано в суд. К десяти годам могли добавить еще столько же. Потрясенный страшным лагерным будущим, Сергей Виноградов скончался 22 сентября 1942 года. Акт констатирует смерть от острого кишечного заболевания и упадка сердечной деятельности. Может, ему помогли уйти? Кто теперь узнает?
Сергею Виноградову было всего 42 года.
О его яркой жизни и трагической судьбе первой в тверской прессе написала искусствовед и театральный критик Наталья Флорова. Несколько лет назад она поменяла Тверь на свою родину – Иркутск. Муж Натальи Флоровой – Василий Лещев – ученик Виноградова, он окончил Калининское театральное училище. Был знаком с репрессированным режиссером и рецензент спектаклей Борис Кампов (Полевой). В калининскую богему конца 1930-х годов входил Николай Сидельников – музыкальный руководитель театра и автор музыки к спектаклям Сергея Виноградова. Дочь Николая Сидельникова Татьяна – ученый, искусствовед, в 1971 году написала книгу об истории нашего драматического театра. В ней нет ни слова о Виноградове и любимых актерах. «Выбросила цензура», – признавалась Татьяна Николаевна.
При Виноградове работал актер Петр Званцев, отец известного журналиста Дмитрия Званцева, недавно ушедшего из жизни. Званцев-старший служил сцене при Георгии Георгиевском, который возглавил Калининский театр после оккупации. Георгиевский был женат на Наталье Кавской, первый муж которой – Борис Полевой.
В 1970 году Борис Николаевич в журнале «Новый мир» опубликовал очерк об оккупированном Калинине. В нем фигурирует уже не Винокуров, как в «Докторе Вере», а Виноградов. Рассказ о его предательстве автор слышал от каких-то стариков, бывших подпольщиков. Там же – о сотрудничестве Виноградова в фашистской газете. В очерке характеристику Виноградову дает Александр Лазарев. В разное время он был директором драмтеатра, театрального училища, начальником управления культуры. «Мерзавец. Все рассказал: и как немцы его купили, и за сколько, и как он для их офицерни всяческие танцплясы, голых баб организовывал…»
Александр Лазарев был яркой личностью в тверской культуре. Никакого смысла порочить человека у него не было. Тем не менее, дал ложную характеристику. В любом случае история злопамятнее народа. Лишнее доказательство – жизнь и смерть худрука театра, пострадавшего от наветов.
Валерий БУРИЛОВ
Фото Виноградова, его жены и программка 1939 года