Вообще итоговые пресс-конференции – мероприятие довольно предсказуемое, даже, можно сказать, консервативное. Заранее известно, что спикер будет сначала говорить о том, как он (его команда, корпорация, область) прожил уходящий год, а потом отвечать на вопросы. Такие пресс-конференции журналисты «отрабатывают» без особых рефлексий: все понятно, всем спасибо, все свободны.
Нынешняя пресс-конференция заставила о себе говорить. Она действительно отличалась от предыдущих. Во-первых, место проведения. Вместо пафосного зала, где проводятся заседания областного правительства и всякие торжественные награждения (гигантское помещение, в котором чувствуешь себя маленьким и незаметным), – конференц-зал центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» на проспекте Победы. Отличное, я считаю, решение. И то, что журналистам перед началом мероприятия предлагали чай и булочки – оказалось очень в тему, особенно для тех, кто встал в 5 утра и ехал из дальнего района послушать губернатора на итоговой пресс-конференции. Спасибо организаторам.
Второе заметное отличие – вопросы на пресс-конференции. Понятно, что спрашивали о том, что у всех болит: Западный мост, общественный транспорт, строительство детской клинической больницы, судьба тверского трамвая… Но, возможно, смена площадки для проведения конференции повлияла и на тематику вопросов. Игоря Руденю спрашивали о личных материях: верят ли его дети в Деда Мороза, какие предметы он любил в школе, где проходил срочную службу… Да и сам губернатор вел себя не как чиновник, выполняющий государственную миссию донесения информации до представителей СМИ, а как нормальный, понятный, спокойный и уважительный собеседник. Вспомнил про московского мэра Юрия Лужкова, который накануне ушел из жизни. Рассказал пару сюжетов из местной политической повестки. Про депутата одного из муниципалитетов, на которого зарегистрировано 400 земельных участков, и про неназванных «уважаемых в Твери людей», скупивших землю в Мигалово, из-за чего теперь не могут построить новую взлетную полосу, чтобы военные самолеты не летали над домами.
Заодно посетовал на чиновников, особенно муниципалов: ну не хватает там специалистов, не идут в местные администрации профессионалы. А те, кто идет, не способны выполнять поставленные задачи – оттого и обустройством новой модели пассажирских перевозок в тверской агломерации занимается не транспортный отдел городской администрации, а министерство транспорта Тверской области.
Подобные признания, как мне кажется, играют серьезную роль. Губернатор признается в том, что далеко не все в его работе заслуживает положительной оценки. На то они и итоги, чтобы их подводить. И они могут быть как радостными (дорожные ремонты, Спасо-Преображенский собор, «мусорная реформа» – в общем, есть что вспомнить), так и неутешительными. Но, с другой стороны, так и должно быть. Не бывает безупречных чиновников, не бывает безошибочных стратегий. Все мы люди, и все склонны ошибаться. И подводя итоги, можно чему-то порадоваться, а о чем-то посожалеть – и это нормально, это как раз лучше говорит о работе губернатора, чем если бы подведение итогов года превратилось в парадную барабанную дробь и чтобы все стояли навытяжку и руки по швам.
Мне понравилось, что на пресс-конференции Игорь Руденя показал себя не только как губернатор, но и как человек. Сделав пресс-конференцию событием не только медийным, но и политическим. А мы теперь будем ждать исполнения замыслов. В январе планируют начать строительство детской областной клинической больницы, в следующем году намерены приступить и к строительству Западного моста… Впрочем, это станет темами уже следующей итоговой встречи с губернатором.
Владислав ТОЛСТОВ