В мешке оказался все-таки не кот. И даже не кирпич (некоторые аферисты так делают – кладут в посылку вместо заказанного товара кирпич или песок, чтобы коробка выглядела солидно и увесисто и не вызывала подозрений у работников почты).
Анне прислали платье. Но какое! Нет, конечно, у него были рукава и ворот, но вот воспользоваться изделием по назначению было проблематично. Во-первых, непонятно, куда это можно надеть? Платье, сшитое из блестящей синей синтетики, электризующейся так сильно, что можно зарядить аккумулятор, было очень открытым и облегающим. При этом богато отделано черными траурными кружевами. Универсальная, в общем, вещь – хоть в ночной клуб иди, хоть на поминки. Но работнику культуры – а покупательница принадлежит именно к этой профессии – такое надеть решительно невозможно. Не говоря уже о том, что вещь оказалась на три размера меньше, чем Анна заказывала в интернет-магазине.
А ведь в каталоге был изображен элегантный наряд из бледно-голубого льна. Ну что за наглость! Анна столько слышала о фишинговых сайтах, копирующих страницы известных интернет-магазинов, а вот сейчас познакомилась с аферистами на собственном опыте. И ведь, как ей казалось, при покупке все риски взвесила. Если бы магазин непременно требовал предоплату, без вариантов, она бы отказалась от его услуг. И если бы для подтверждения заказа ее попросили бы пройти по незнакомой ссылке, тоже этого делать бы не стала. Это же классические схемы афер, наша газета о них не раз рассказывала.
Но Анне просто перезвонили. Уточнили номер модели в каталоге, согласились на удобный ей вариант оплаты при получении, наложенным платежом. И заказ отправился в путь.
– Лучше б все-таки кирпич прислали, для ремонта б хоть пригодился, – подумала наша героиня, открыв посылку. И села листать нормативные акты – надо ж теперь эту красоту обратно вернуть и истребовать свои деньги. Если получится.
Спрятались от претензий
Для начала напомним: согласно статье 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе в течение 14 дней обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если покупка не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. А согласно статье 21 того же закона, в случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней. Для этого нужно обратиться к продавцу с соответствующей претензией (лучше в письменной форме и в двух экземплярах).
Вот именно это Анна и собралась сделать. Но попытки дозвониться по номеру, с которого представители магазина связывались с ней, ничего не дали. Телефон просто не отвечал. Очевидно, сразу после оформления заказа номер покупателя эти торговцы отправляют в черный список. Направить претензию через сайт, на котором делали заказ, тоже не удалось. Ну что ж, значит, придется идти долгим и трудным путем – выходить на продавца через отправителя.
При чем тут архитектор?
Продавцом в почтовых документах значилось некое ООО «Фортис». Юридический адрес… ну надо же, а его в почтовых документах и нет. В качестве обратной связи указан абонентский ящик. Ну что ж, заглянем в единый государственный реестр юридических лиц.
ООО «Фортис» нашлось несколько штук. Они располагаются в разных регионах России и занимаются чем угодно – от разработки программного обеспечения до проектирования зданий. Но фирмы с таким названием, которая специализировалась бы на торговле одеждой, найти не удалось. Интересно, есть смысл отправлять претензию с требованием вернуть деньги за не подошедшее платье фармацевтам или архитекторам? Очевидно, аферисты просто «украли» название со случайно попавшейся им на глаза вывески.
И снова клон
– Это классический пример аферы с сайтом-«клоном», – пояснили в УМВД по Тверской области. – В прошлом году было немало таких случаев.
Напомним: создается сайт-однодневка, максимально копирующий портал солидного магазина. А дальше покупателю предлагают перевести предоплату, но товара он не увидит, а продавец перестанет выходить на связь. Иногда используют более сложную схему, как в этом случае. Покупатель убежден, что имеет дело с добросовестным продавцом: раз товар можно оплатить при получении, то все, наверное, чисто. Но при этом он упускает из виду, что вскрыть посылку он сможет, только когда денежный перевод уже уйдет. А в посылке обнаружит, например, резиновые шлепанцы вместо фирменных кроссовок, за которые заплатил немалую цену.
– Недавно снова был такой пример: жительница Твери заказала дизайнерские шторы, как она думала, в солидной мастерской, – рассказывают правоохранители. – А получила криво разрезанные тряпки: окно ими, конечно, можно занавесить, так что формально это шторы. А по факту – чистой воды мошенничество, введение покупателя в заблуждение. Поэтому, если вы столкнулись с такой проблемой, не стоит тратить время на попытки направить претензии по несуществующему адресу: лучше сразу идите в полицию.
Маргарита ВАСИЛЬЕВА
Стоит знать
Покупатель может выйти из сделки до передачи денег в любой момент, если его что-то насторожило.
На этапе просмотра каталога. Вы видите симпатичные модели и даже знакомый логотип? Но посмотрите, когда создан интернет-магазин. Если недавно, неделю-другую назад – велика вероятность, что это клон.
На этапе переговоров с менеджером. Вам обещают невероятные скидки и бонусы, если вы сделаете заказ на большую сумму, чем собирались? Может, конечно, это и впрямь рекламная акция. А может, продавец не намерен общаться с вами больше одного раза, и за этот единственный раз хочет «заработать» на вас по максимуму.
Распознать плута в какой-то мере помогут правильные вопросы. Например, при подтверждении заказа: «А какое платье я у вас выбрала?» При том, что на самом деле вы заказали рубашку и туфли. Если вам не смогли назвать модель, цвет и артикул конкретного заказа, переговоры можно прекращать.
На этапе получения посылки. Обратите внимание, совпадает ли название магазина, в котором вы заказывали товар, и наименование продавца в квитанции. Если нет, это должно вызвать сомнения. Как и абонентский ящик вместо обратного адреса, перевод «до востребования».
Приличные продавцы также используют такой документ, как опись вложения. Если ее нет, то забирать товар рискованно.
Помните: если у вас возникли сомнения, вы имеете право отказаться от получения посылки, в этом нет ничего неудобного. Пусть жулики разорятся на почтовых расходах.
А вот если вы уже отправили перевод, вскрыли посылку и обнаружили обман, ругаться с работниками почты и требовать возврата денег от них бесполезно. Они только выполняют функцию пересылки и за недобросовестность продавца не отвечают.
Если вы стали жертвой мошенников – не теряйте времени, пытаясь добиться обратной связи с магазином-однодневкой – он наверняка уже сменил и название, и сайт. Лучше сразу обратиться в правоохранительные органы.