Ровно 5 лет назад, 3 февраля 2020 года, на улицы Твери вышли новехонькие синие автобусы «Транспорта Верхневолжья», заменив колымаги-маршрутки, – началась реформа городской системы общественного транспорта.
Это была идея губернатора Игоря Рудени, которую поддержала корпорация развития «ВЭБ.РФ». Спустя некоторое время реформа «выехала» за пределы областной столицы и поехала в муниципалитеты. О том, к чему это привело, мы поговорили с генеральным директором Верхневолжского АТП Анатолием РУМЯНЦЕВЫМ.
— Анатолий Анатольевич, каковы результаты первой пятилетки транспортной реформы в Тверской области?
– Внешний вид Твери благодаря нашим автобусам преобразился. Приятно видеть на улицах города выполненные в едином стиле красивые синие автобусы с узнаваемой символикой. Они пришли вместе с новой моделью пассажирских перевозок, поднявшей сервис на такой уровень, который раньше был доступен только в столице. Автобусы удобны для пассажиров даже на инвалидных колясках или с детскими колясками. Есть удобное мобильное приложение, помогающее построить нужный маршрут или определить время прибытия автобуса. Действует пять форм оплаты проезда: банковской или социальной картой, проездным, школьным, через QR-код, наличными. Последние, кстати, пассажиры используют все реже. Если пять лет назад водители, отправляясь на маршрут, брали с собой мешки мелочи для размена, то сегодня это не требуется: наличными платят примерно три процента пассажиров.

Навстречу пассажирам
— В самом начале реформы было много жалоб от жителей. Есть ли они сейчас, как организована обратная связь, реагируете ли вы на претензии и предложения пассажиров?
— Когда наши автобусы только поехали, было много нареканий на то, что они слишком резко трогаются с места и резко тормозят. Мы связались с заводом-производителем и попросили сократить мощность двигателя, чтобы автобус двигался и тормозил плавно. Были просьбы увеличить количество поручней в салоне – и это тоже было сделано. Заводы шли навстречу нашим пожеланиям, поскольку им тоже важно, чтобы у перевозчика было меньше нареканий со стороны пассажиров.
В последнее время жалоб стало гораздо меньше. Все вопросы в оперативном порядке решает компания-оператор «Транспорт Верхневолжья».
В прошлом году возникла проблема нехватки автобусов на маршрутах. Причиной стал дефицит водителей. При поддержке Правительства Тверской области мы ее решили, увеличив водителям зарплату. Причем не только в Твери, но и других городах, где действует новая модель пассажирских перевозок: Конаково, Ржев, Зубцов, Кимры, Старица.
– Сколько же сегодня получает водитель автобуса в Твери?
– Со всеми выплатами и надбавками – до 95 тысяч рублей в месяц. Это на руки, и это средняя зарплата.

Кадры решают
— Ого! А как вы набираете кадры?
— У нас действует сразу несколько корпоративных программ привлечения водителей. Например, программа «Приведи друга»: если наш сотрудник приводит в компанию своего знакомого на должность водителя, то через два месяца его работы получает премию, 10 тысяч рублей. Каждый месяц у нас по этой программе пять-шесть человек устраивается.
Есть и программа переподготовки. К нам может прийти любой человек с правами категорий В и С, мы его переучиваем на категорию D (автобусы) за свой счет. Более того, платим стипендию во время обучения. У нас заключены контракты с лучшими автошколами Твери, мы серьезно занимаемся этим вопросом.
И сейчас мы готовим третью программу – набор женщин-водителей.
— Программа «Приведи подругу»?
— Ну не совсем (смеется). Когда мы начинали пять лет назад, у нас было 17 женщин-водителей, сегодня их уже 63. И мы видим, что женщины отлично справляются с обязанностями водителя городского автобуса. Автоматическая коробка передач, кабина тихая, маршруты все известны – в общем, ничего сложного. Но важнее то, что женщины в должности водителя демонстрируют психологическую устойчивость, аккуратность, они более внимательны и вежливы на дороге, заботятся о своем автобусе. Если что-то застучало, потекло – обязательно скажут механику, чтобы проверил. Это очень важные качества для работы.

Вежливость города берет
— А вежливое отношение к пассажирам – обязательное требование?
— Конечно! Водителю совершенно не нужны конфликты с пассажирами. Он на линии с четырех утра до восьми вечера (с четырехчасовым перерывом на отдых). У него множество обязанностей: следить за дорогой, соблюдать правила движения, не создавать аварийных ситуаций, обеспечивать безопасность пассажиров. Но бывает, что некоторые из них ведут себя некорректно по отношению к водителям автобусов.
И я хочу воспользоваться возможностью сказать через вашу газету: «Уважаемые пассажиры! Когда заходите в автобус, улыбнитесь водителю, пожелайте ему счастливой дороги, чтобы поездка была комфортной и для вас, и для него.
К сожалению, и тверские автомобилисты далеко не всегда уступают место автобусу, это меня всегда удивляет. Как ты можешь не пропускать автобус, ты же не знаешь, кто в нем сейчас едет, может, твоя дочь?!

Забота о людях и машинах
— Часто ли автобусы ломаются на линии?
— Такое иногда случается, к сожалению. Каждый автобус – это несколько сотен деталей, каждую из них необходимо изготовить, приобрести, привезти, проверить. Мы, конечно же, планово приобретаем комплектующие и запчасти. Сейчас наша автомобильная промышленность выпускает самые востребованные комплектующие хорошего качества, импортозамещение в действии. У нас есть надежные поставщики, с которыми мы взаимодействуем все эти годы. Наши партнеры понимают, что с нами они работают «вдолгую», поэтому можно планировать поставки, держать приемлемый уровень цен.
— У вас в фойе перед диспетчерской установлено семь пунктов телемедицины. Это забота о безопасности водителей?
— Да, и сокращение времени подготовки водителя к выходу в рейс, которая раньше занимала 30-40 минут. Сейчас на прохождение медосмотра уходит 90 секунд. Человек садится к аппарату телемедицины, надевает манжету для измерения давления, тут же идет измерение температуры, пульса, анализ выдыхаемых паров… А главное – мы каждый месяц получаем сводный мониторинг о состоянии здоровья всего нашего водительского состава. И если видим, что у одного из коллег ухудшились показатели давления, отдел охраны труда направляет его к специалисту.
— По сути, идет непрерывная диспансеризация в реальном времени?
— Именно так.

О передаче опыта
— В Тверь неоднократно приезжали делегации из других регионов и крупных городов, которые хотят запустить у себя такую же модель перевозок. У кого-то еще получилось?
— Тверь стала первым региональным центром после Москвы и Санкт-Петербурга, где начала работать новая модель пассажирских перевозок. То есть мы первопроходцы. Потом уже другие города, регионы стали брать нашу систему и делать ее у себя, ориентируясь на наш положительный опыт. Так, в Ярославской области распространили эту модель не только на пассажирские автобусы, но и на электротранспорт.
Конечно, и мы изучаем чужой опыт и понимаем, как наша модель может развиваться, что еще можно сделать. Например, сейчас мы активно изучаем внедрение электронных путевых листов, интеграцию в систему «Безопасный город», которая поможет получить полную информацию о любом автобусе в режиме реального времени: какое техническое состояние, кто водитель, когда заступил на линию, что происходит в салоне. Автоматически получаем с навигации данные о расходе топлива и пробеге, которые направляются оператору, в «Транспорт Верхневолжья». Это делает пассажирские перевозки более прозрачными и безопасными.

— Я работаю в «Верхневолжском АТП» с первого дня действия новой модели пассажирских перевозок. И могу сказать, что при новой системе организации работы общественного транспорта вопросам безопасности и комфорта пассажиров уделяется огромное внимание. Автобусы выезжают на маршрут по четкому расписанию, действуют все льготы, предусмотренные законом, техническое состояние автобусов перед выездом на линию тщательно проверяется, — отметил водитель городского автобуса Андрей Кочнов.