Масштабно проведенный и широко освещавшийся в СМИ патриарший визит в Тверскую область стал заметным событием не только для нашего региона, но и для всей России. Внимание журналистов к визиту было очень пристальным. А какова скорость! Информация выкладывалась в Интернете буквально через считанные минуты после того или иного мероприятия (за исключением, конечно, неофициальных приемов).
Легко было заметить, что личное красноречие Патриарха часто не соответствовало подготовленным для него пресс-службой Патриархии текстам речей. Причем отличие устной речи было, как правило, в лучшую сторону. Патриарх иногда говорил слова, почти шокирующие по смелости обличения неправды в нашем обществе. Правда, он никогда прямо не обличал и не обличает власть имущих. Что, в общем, и справедливо: все мы хороши, и нечего в наших бедах только на власти пенять.
Заметно было, что с Тверской епархией Патриарх Кирилл знаком преимущественно по епархиальным отчетам. Их разбору было посвящено собрание в областной филармонии, проведенное для духовенства 1 июля. Жаль, что пресса допущена почти не была. Были выброшены «по горячим следам» на сайты центральных информагенств лишь отдельные цитаты Патриарха.
К примеру: «Думаю, важно провести границы приходов… Тогда прихожан может оказаться сотни, тысячи»; «У священника должен быть автомобиль и право вождения… потому что работать в сельском приходе без машины невозможно. Если нет денег на приобретение машины, нужно обратить на это внимание епархиальных властей»; «Сельский священник должен объезжать все населенные пункты, совершать богослужения, навещать дома, беседовать с людьми, помогать им советом, при необходимости – трудоустройством»; «Приходской священник имеет очень важную ответственность: быть, в том числе, интеллектуальной силой, помогать людям разбираться не только в духовных вопросах»; «Социальная работа заключается в том, чтобы помогать другим, в том числе заниматься благотворительностью. В первую очередь нужно заботиться о неимущих людях в приходах».
В действительности речь Патриарха, конечно, не ограничилась призывами батюшек к «социальным инициативам». Собрание было посвящено сельской приходской жизни. Это неудивительно, ибо значительная часть приходов Тверской епархии – сельские. Патриарх предложил следующие тезисы.
Сельский приход может стать альтернативным пунктом социальной защиты в сельской местности. С полным развалом государственной системы соцзащиты в маленьких поселках (и особенно в деревнях) их функции должны взять приходы. Они должны работать вместе с районными врачами общей практики, социальными работниками, юристами и т.д.
Сельский священник должен быть предельно доступен для любого человека в данной местности, для чего ему необходимо иметь служебный мобильный телефон и автомашину. Приобретение и обслуживание этих средств связи и передвижения должно быть заботой не только его личной, но и епархиального управления (или, на уровне района, – благочинного). Они должны так направлять тех же спонсоров, чтобы не только богатые городские приходы имели возможность приобретать эти блага для своих сотрудников.
Следует определить границы приходов, но делать это нужно осторожно и внимательно. Не секрет, что в сельской России есть «батюшки», бдительно блюдущие «свои» деревни, ничего при этом в них не делая в части миссионерства и социального служения. Патриарх предложил, чтобы села и деревни были строго закреплены за приходами, но при этом чтобы и со священников в этом случае можно было спросить: как они выполняют свои обязанности.
Любой приход: и городской, и сельский – в идеале проводит разделение своих членов по функциональному принципу, например: NN оказывает юридическую помощь, ибо является юристом, MM обучает малышей, ибо педагог по образованию, LL занимается благотворительностью… И все эти люди должны за работу получать достойную зарплату штатных сотрудников, а не только «спаси Господи».
В литургических вопросах (частота причащений, обязательность бесед перед крещением, возможные вставки в молитвенные прошения сообразно с местными условиями) Патриарх оставил большую, чтобы не сказать полную, свободу приходам и епархиальным архиереям. Он прямо сказал, что его личное вмешательство в эти вопросы вызовет неизбежный раскол, а для полного их решения необходим созыв Поместного собора.
Самые острые вопросы, вроде передачи музейных ценностей, реформы приходского устава, на собрании не обсуждались.
Теперь некоторые острые моменты, о которых не было рассказано в СМИ. Патриарх не отметил (и это достаточно странно), что главная беда сельских приходов – не просто бедность священников, а полное отсутствие людей. По-видимому, в данном случае Патриарх равняется на ситуацию в Московской и Тульской областях (со слов Патриарха, тверская встреча с духовенством – третья после Москвы и Тулы). Но там ситуация другая, куда менее катастрофическая, чем у нас. Похоже, сельского духовенства как класса в Тверской епархии скоро просто не будет. Мы сейчас свидетели массового бегства (иначе не назовешь) священников из сел в города. Ходить в церковь на службы большую часть года на селе просто некому.
Является ли выходом для священника самому стучаться в каждый дом с предложением помощи? Трудно сказать. Да и представить себе это на практике в деревне довольно сложно. Несколько удачных примеров не являются, к сожалению, типичными.
Помощи же от государственной власти, и это Патриарх также, хоть и очень дипломатично, заявил на встрече, священник ждать не должен.
Патриарх обозначил прямо проблему катастрофической необразованности тверского духовенства. В епархии свыше 150 священников из примерно 250 без богословского образования. Объяснения тверской стороны были примерно следующими: священники обучаются заочно, семинарии нет, «поскольку их много в окрестных областях», в университете есть кафедра теологии, а кандидатов на рукоположение просто не хватает. Патриарх повел себя очень корректно и все объяснения принял как уважительные.
Илья СЕРГЕЕВ