Описание села Кимры и его сапожного промысла
Редактор неофициальной части А. Забелин был, по всей видимости, еще и инспектором уездных училищ либо занимал какую-то подобную должность. По служебной надобности он проехался по Волге, через Корчеву и Кимры, оставив превосходную статью об этих селениях. И если статья о Корчеве – это описание училища (Забелину оно очень понравилось), то раздел о Кимрах – скорее, этнографический:
«В 40 верстах от Корчевы, по Волге, на левом ее берегу, стоит село Кимра… Оно приобрело себе уже с давнего времени громкую известность, вероятно, читатель знает, чем – сапогами. Шитье сапогов здесь составляет не мелкую какую-нибудь ремесленность, а промышленность такого рода, которая обувает все войско Донское, не говоря уже о том, что Кимерскими изделиями наполнены лавки и магазины в обеих столицах…
До последнего пожара в Кимре было много хороших каменных домов и зажиточных жителей. Пожар истребил почти все село, исключая только двух церквей, которыми и украшается и гордится Кимра. В таком многолюдном и богатом селе не было, да и теперь, кажется, нет, хороших пожарных инструментов и хорошо сформированной артели пожарных служителей…
Дух промышленности в Кимре не сгорел, и вот она чрез четыре года опять красивое и богатое село. Зданий каменных и теперь уже в нем довольно много. В базарные дни по субботам торговый оборот сапожным товаром и изделиями из него не менее 50 тысяч руб. сер.…
Кимерские изделия начинаются от цен басно-словно дешевых и замечательны также, судя по ценам, невероятною казистостью, но такою же и непрочностью. Представьте себе, что сапоги (конечно, детские) начинаются здесь от 10 коп. сер. за пару. Цены идут постепенно вверх, и порядочной прочности опойковые сапоги стоят не менее 4 руб. сер…. Но есть опойковые сапоги для взрослых и в рубль сер., и такого сорта сапогов приготовляется гораздо больше, чем дорогих. Но зато рублевые сапоги с своей красивой отделкой и служат несколько дней, а попадут под дождь, так – несколько часов.
Ни в одной стране в мире, вероятно, никому не придет в голову, что подошвы к кожаным сапогам можно делать, например, из лоскутьев старого и никуда не годного войлока, а между тем изобретательные Кимряки не пренебрегают никакой гадостью, чтобы ею не начинить дешевых сапогов. По их блестящему виду никак подозревать нельзя, что вместо кожаной подошвы вы покупаете, например, войлочную, так она искусно подклеена, подмазана, налакирована. Но первый же дождь открывает Кимерскую изобретательность…
Между тем я видел, что Кимерскими изделиями завалены все лавки и магазины, значит их охотно покупают… Разъяснили мне это дело следующим образом. Прочная обувь дорога, а пощеголять хочется всякому, особенно молодому человеку, особенно ж на гулянье, перед невестой, любовницей и т.д. Вот он и покупает щегольскую, но дешевую обувь, зная, что она прослужит ему только на несколько парадных дней. Но он счастлив и тем, что может хоть несколько часов ходить в блестящих сапогах…»
Павел ИВАНОВ