Открытие ветви железной дороги от станции Тверь к Тверской пристани
Главное событие сентября 1863 года – открытие железнодорожной ветки от Твери к пристаням на реке Волге.
«14 сентября прошел первый пробный поезд по ветви железной дороги от Тверской станции Николаевской железной дороги до вновь устроенной пристани на Волге против Московской заставы. Главноуправляющий путями сообщения Павел Петрович Мельников в сопровождении гг. Начальника Тверской губернии Князя Багратиона, Главного Инспектора частных железных дорог Генерал-майора Барона Дельвига, начальника Николаевской железной дороги Генерал-майора Серебрякова, начальника Тверской станции полковника Вержбовского и других лиц в 3 часа пополудни первый проехал по этой дороге (5 верст) и осмотрел ее во всех подробностях. Дорога совершенно готова; не установлена только паровая машина, которая будет поднимать вагоны с грузами от самых судов на пристани. Надеются приготовить дней через 10. Тогда подводи барки к пристани и передавай их грузы на благодетельную ветвь. Устроена она удивительно скоро и между тем прочно. Производителями были подполковник Вержбовский и штабс-капитан Клименко. Работы начались только в конце мая. Устройство ее стоили 90000 руб. …
Главная партия хлеба, около 50 миллионов пудов, из Саратовской, Симбирской и Самарской губерний теперь сюда не попадает: она из Рыбинска в Петербург везется преимущественно по водным системам и большая часть ее по Мариинской системе, по дешевизне провозной платы, которая составляет 13 коп. с пуда (на Тихвинской системе 18 коп. с пуда и перегрузки)…»
Корреспондент (скорее всего, это редактор неофициальной части А. Забелин) отмечал, что Тверь, несомненно, сможет перевести на себя этот поток грузов и капиталов, если решит проблемы:
«При этом необходимо будет обратить внимание на улучшение фарватера от Рыбинска до Твери, чтобы мелкие пароходы могли буксировать барки. Для этого нужно будет расчистить Волгу от камней и против мелей устроить плотины, чтобы сжавши русло, быстротою течения его углубить.
Управление путей сообщения имеет в виду около хлебной пристани против воксала устроить пристань и для пассажирских пароходов, и отвозить пассажиров отсюда в вагонах прямо на Тверскую станцию. Этим оно сделает истинное благодеяние пассажирам и избавит их от грабежа извозчиков и всех мучений передвижения на их экипажах, особенно в дурную погоду с детьми и багажом… Заброшенный и никуда не годный воксал опять оживет и его роща наполнится гуляющими, которые за ее благодетельную тень будут приносить городу хороший доход…»
Увы, все эти проекты остались не осуществленными. Тверь не успела стать главной хлебной пристанью на Волге. Слишком большая цена поддержания реки в судоходном виде вынудила купцов вложиться в железную дорогу прямо от Рыбинска. Ее открытие в 1869 году поставило крест и на портовой ветке, и на Твери вообще как крупном центре хлебного транзита.
Старый «парк-воксал» так и не пережил тогда второго рождения: часть его территории отошла земской больнице, а регулярная часть уничтожена при устройстве Коняевской мельницы в конце 1870-х годов.
Павел ИВАНОВ