Указы Сената – вызов наследников к имуществу пропавшего рядового – цены на провоз грузов по водным и сухопутным путям
Официальные события конца 1863 года – это «польское восстание» в западных губерниях. Подавление восстания вызвало волну верноподданнических писем и прошений, а губернские газеты (в том числе и в довольно далекой от места событий Твери) опубликовали указ Правительствующего Сената:
«от 22 августа за № 51582 о приостановлении рекрутского набора в Минской губернии впредь до окончательного уничтожения бродящих еще в этой губернии мелких разбойничьих шаек».
Другой указ Сената касается более актуальной российской проблемы:
«от 28 августа за № 52051, об ограничении размера оптовой продажи вина тремя ведрами и порядке открытия временных выставок и ренсковых погребов на ярмарках и установленных торгах».
В числе любопытных объявлений в официальной части в № 44 «Тверских губернских ведомостей» мы находим непривычное. Обычно наследники в то время – это представители дворянства и купечества. Но здесь, как провозвестие новых времен, в числе лиц, обладающих равными с ними гражданскими правами, обнаруживаются и крестьяне. Правда, случай тут редкий – не от каждого рядового остается такая довольно большая сумма денег:
«Контора Бендерского Военного Госпиталя объявляет, что находившийся в том Госпитале у присмотра за больными подвижной инвалидной № 105 полуроты рядовой Андрей Никонов 14 февраля 1861 г. неизвестно куда пропал, после которого осталось собственных его денег 117 руб. 25 коп. сер.; из формулярного же о службе его списка видно, что он поступил на службу из крестьян Тверской губернии Ржевского уезда дер. Сонина; почему вызываются наследники рядового Никонова, с тем, чтобы они явились в определенный законом годичный срок сами или прислали бы своего доверенного с законной доверенностию, и в обоих случаях представили от присутственного места заверение о том, что они есть законные наследники».
В этом же номере мы находим ведомость цен в губернии, в числе которых обнаруживается любопытная такса на стоимость купеческих барок, которые в то время еще ходили по Вышневолоцкой водной системе. По сути, это аналог современной фуры, «гонять» которую в столицы и порты было пусть и рискованным, но довольно прибыльным бизнесом. Итак:
«Барка со всеми принадлежностями, помещающая 800 кулей» в Калязине стоила 300 рублей, в Твери стоила 325 рублей, в Осташкове – 370 рублей, Зубцове – 375, в Торжке – 400 рублей. Столь серьезная разница в ценах сейчас с трудом объяснима. В ведомости оговаривалось: «строение барок и всех к оным принадлежностей производится главнейшее в уездах: Ржевском, Осташковском, Старицком, Зубцовском и Вышневолоцком по рекам Волге, Тверце и Вышневолоцких каналах».
Цены за сплав от Твери до Петербурга были следующими (в Твери):
С куля муки 1 руб. 35 коп., с пуда сена 20 коп. Плата за погрузку в барки с куля муки 6 коп., с пуда сена 11/2 коп. Выгрузка из барки стоила соответственно столько же. Перевозка сухим путем из Твери до Петербурга стоила (по тогдашним обычным дорогам, не железным) – с куля муки 2 руб. 90 коп., с пуда сена 14 коп.
Пока эти цены сохранялись (до конца 1860-х годов), водная дорога через Вышний Волочёк жила и сохраняла свое значение.
Павел ИВАНОВ