Юбилей правления губернатора А.Н. Сомова – Похвала балалайке и оркестру В.В. Андреева
15 мая 1888 года тверское дворянство и земство широко отметило 20-летие правления в Твери губернатора Афанасия Сомова (его действительно любили в Твери все слои общества, человек он был добрый и мягкий). Событие имело место еще 31 марта, но юбилей перенесли на май:
«После литургии… поднесли Его Превосходительству… серебряную вызолоченную икону-складень с изображениями тверских чудотворцев и преподобного Афанасия, прекрасной работы известного фабриканта Овчинникова… и кроме того приветствовали Его Превосходительство прекрасным адресом, помещенным в серебряном футляре художественной работы того же фабриканта».
Небольшая заметка в № 35 с претензией на «народность», подписанная неким Н.К., описывает состоявшийся 2 мая 1888 года в Твери концерт оркестра В.В. Андреева. Вот она:
«2 мая состоялся в Твери концерт на балалайках, имевший большой успех и привлекший многочисленную публику. В наш век изобретений и усовершенствований весьма трудно что-нибудь придумать совершенно самобытное и оригинальное – в особенности русскому человеку. Англичанин изобрел паровую машину; француз – канкан и оперетку; про немца говорят, что он будто бы дошел до того, что даже обезьяну выдумал. Русскому же человеку пришлось скромно ограничиться изобретением весьма невинной и полезной вещи – самовара, чтобы вдоволь можно было чайком побаловаться. При таких обстоятельствах г. Андрееву пришла мысль заняться усовершенствованием нашего народного инструмента балалайки, которую в свободное от тяжких трудов время изобрел наш мужичок, чтобы наигрывать при пении песни или хватить плясовую, когда плясать вздумается. Вот он взял себе кусок сырого дерева, ударил топором раз, ударил два, а там и три и вышел треугольник с шейкой, натянул три нитки, а нет – так бараньи жилы, и вышла балалайка.
Г. Андреев, исходя из того простого положения, что всякая вещь, а следовательно всякий музыкальный инструмент наподобие гитары или скрипки в своем первообразном виде, сделанный неискусною рукою, был и резок, и груб, и звучал неладно и неправильно, но по мере усовершенствования становится все лучше и лучше, – пришел к заключению, что и балалайку можно сделать и звучнее, и правильнее, если только сделает ее хороший мастер из хорошего материала. И вот он, в сообществе с такими мастерами сделал правильные размеры, усилил тон прибавлением задних стенок, образовавших пустоту внутри инструмента, натянул хорошие струны, сохранив при этом как внешний своеобразный вид инструмента, так и прежний строй трех струн. Кроме того, подобно скрипке, альту и виолончели, явились балалайки дискантовые, альтовые и басовые, и таким образом составился целый оркестр из балалаек, который весьма отчетливо и своеобразно исполняет под управлением Андреева народные песни, как в этом убедилась и тверская публика, присутствовавшая на концерте. В особенности хорошо удалась камаринская. Затем нам остается только пожелать полного успеха г. Андрееву в его начинаниях и полного успеха нашей русской балалайке».
Павел ИВАНОВ