Кажется, будто они были всегда. Когда к остановке подъезжает синий автобус, смотришь спокойно – привыкли. А ведь год назад все было по-другому.
Мы очень быстро привыкли, что можно не мерзнуть на остановке, а посмотреть через приложение, где ближайший автобус, и выйти минута в минуту. Да и вообще, что можно следить за движением автобусов через приложение на смартфоне. Что можно вкатить в автобус инвалидную или детскую коляску. Что можно оплатить проезд по льготному тарифу, что принимают и наличные, и безналичную оплату. Что по ходу движения сообщают остановки, крутят видеоролики. Что вежливый и трезвый водитель выходит на маршрут в униформе, не курит в салоне.
К хорошему быстро привыкаешь. А с общественным транспортом Твери, пожалуй, впервые за всю историю в течение года связано очень много хорошего. И новости продолжают радовать. В конце января «Транспорт Верхневолжья» – региональный оператор общественных пассажирских перевозок – разработал и запустил в продажу брелоки, с помощью которых можно оплачивать проезд. Пассажиры могут выбирать, что им удобнее: приложить к валидатору банковскую карту, брелок или навести смартфон на QR-код.
В ноябре по многочисленным просьбам пассажиров открыли регулярный автобусный маршрут из Ржева к Ржевскому мемориалу, а с 12 декабря к величественному памятнику поехали рейсовые автобусы из Твери.
Политическая воля и сильная рука
То, что транспортная реформа получится, чуть больше года назад было неочевидным. Пассажирские перевозки жестко контролировались разными этническими кланами, которые не пускали на свою территорию никого. Не один губернатор, можно так сказать, обломался, пытаясь навести порядок в этой сфере. Информированные источники утверждают, что Игорю Рудене, который задумал кардинально изменить систему, поступали и угрозы, и щедрые предложения – мол, проси чего хочешь, только не трогай маршрутки.
Но глава региона хотел новый, современный, прозрачный и эффективный общественный транспорт. Понятно, что Тверская область самостоятельно не смогла бы поднять такой проект, требовался внешний инвестор. И его нашли. В марте 2019 года председатель госкорпорации развития России Игорь Шувалов по приглашению Игоря Рудени приехал в Тверь. Изучил все предложения и заявил, что госкорпорация будет поддерживать три мегапроекта: джентрификацию Морозовского городка, строительство Северного обхода и внедрение новой модели общественного транспорта.
Да, поначалу были проблемы, волнения, жалобы, переживания. Но систему постепенно отрегулировали – и продолжают совершенствовать весь год. Вы обратили внимание, что появились новые остановки? На самом деле остановки – это отдельная тема, но в этом направлении губернатор и правительство тоже работают. А вы знаете, что через приложение «Волга» можно оплачивать не только тверские автобусы, но междугородные перевозки?
«Транспорт Верхневолжья» регулярно сообщает, сколько пассажиров перевезено с начала действия новой транспортной модели: миллион, два миллиона, три миллиона, 200 тысяч поездок по школьным картам…
Делимся опытом
Игорь Руденя может принимать поздравления: первый год работы новой модели пассажирских перевозок показал, что это было исключительно правильное, взвешенное, дальновидное решение. Тверь стала первым в России региональным центром, в котором новая система пассажирских перевозок была внедрена, «обкатана» и доказала свою эффективность. Месяца не проходит, чтобы в АТП «Верхневолжское», из ворот которого выходят на маршруты синие автобусы, не приезжали делегации за опытом. В других регионах по-прежнему дикий бизнес, и маршрутки, и водители, плохо говорящие по-русски, и полный беспредел, и непрозрачность. Все теперь хотят, чтобы у них стало «как в Твери».
Насколько нам известно, сейчас на основе тверского опыта реформирования пассажирских перевозок разрабатываются новые модели общественного транспорта для Казани, Новокузнецка и других городов. Недалеко, думаем, и до серьезных экономических исследований – никто не сомневается, что опыт Тверской области в этой сфере представляет и научный интерес. Но не менее важно, что сегодня в разных регионах страны люди, далекие от пассажирского транспорта, знают, что в Твери работает первая в России и самая лучшая, самая надежная, ориентированная на клиента модель пассажирских перевозок.
Теперь все хотят, чтобы и у них появились такие же автобусы (стандарт «Евро-5», низкопольные, климат-контроль, бесконтактная оплата), и такие же водители, и перестала болеть голова от бесконечных жалоб пассажиров, которые стиснуты в маршрутке, как рабы на галерах, и только провожают завистливым взглядом синий тверской автобус!
Ну а наш губернатор на лаврах почивать не собирается. Он двигает реформу дальше. В январе Игорь Руденя и глава Ржева Роман Крылов обсуждали, как новая модель пассажирских перевозок будет внедряться в Ржеве – там ее планируют запустить в начале июня, сейчас идет активная подготовка. На очереди – Старица и Кимры.
Владислав ТОЛСТОВ