Среда, 3 марта / 15:17

16+
Обман по объявлению: сайты-двойники и кэшбэк с приветом

Обман по объявлению: сайты-двойники и кэшбэк с приветом

Обман по объявлению: сайты-двойники и кэшбэк с приветом
фото: Кристина Белякова

Тверитянка поверила аферисту, сообщившему, что кто-то пытался списать деньги с ее банковского счета. Выполняя инструкции пройдохи, который представился – классика жанра! – сотрудником службы безопасности банка. И дама перевела почти 700 тысяч рублей неизвестно кому.

 Когда делом занялись полицейские, пострадавшая предъявила им целую пачку чеков, подтверждающих переводы на 45 разных счетов. Она ведь поняла, что ее обманули, едва собеседник положил трубку. Но за все то время, что стояла у банкомата (а чтобы 45 переводов сделать, пяти минут не хватит), она так и не осознала неладное: очень нервничала, боялась, что ее сбережения «пропадут».

А за день до этого 30 тысяч лишился семидесятидвухлетний пенсионер из Вышнего Волочка. Он дал объявление о продаже гаража. Аферист, представившийся покупателем и обещавший перевести деньги на карту, выудил у дедушки все коды и пароли.

И такие сообщения в криминальных сводках встречаются каждый день. В 2020 году, по данным регионального УМВД, в Тверской области зарегистрировано 4161 преступление с использованием ИТ-технологий (то есть, телефонные и интернет-аферы и кражи с банковских карт).

А значит, хоть мы не раз писали о профилактике мошенничеств, стоит снова вернуться к этой теме.

Как отмечают полицейские, самой распространенной легендой по-прежнему остается старая схема, когда преступник представляется банковским работником. Поэтому стражи порядка в очередной раз повторяют: настоящие банковские работники финансовые вопросы по телефону не решают.

Однако с начала января подобных фактов стало заметно меньше. Такое ощущение, будто «лжебанкиры» ушли на рождественские каникулы. Зато активизировались пройдохи, которые ищут своих жертв в интернет-магазинах и на сайтах объявлений.

 

Цветов и щенка не дождались

Студентка хотела отправить поздравление маме в другой город. Нашла в Интернете сайт оранжереи (во всяком случае, девушка так думала), заказала красивый букет, карточку с теплыми словами, доставку, перевела предоплату. И как же она была расстроена, когда букет доставлен не был.

Девушка поделилась своей бедой в соцсетях, и тут же поднялся шквал возмущения. Ведь, по сути, мошенники не просто выманили деньги у студентки, но и испортили праздник ее матери. Получилось, будто дочка просто забыла ее поздравить.

Дело дошло до полиции. И оказалось, что оранжерея к этой истории никакого отношения не имеет, пострадавшая попала на сайт-двойник. Как выяснили стражи порядка, страницу-клон создал хитроумный житель другого региона и стал принимать заказы и предоплату.

Не менее сильно был разочарован и тверитянин, который перевел солидную сумму за породистого щенка. Он уже собрался было ехать за питомцем через пол-России, но «заводчик» внезапно перестал выходить на связь. Как потом выяснилось, питомника, с которым парень вел переговоры, не существует. Это жулик нашел в Интернете фото собак – победителей выставок, дал объявление о продаже щенков и тоже собирал «авансы».

Полицейские отмечают: так могут «продавать» что угодно – шторы, книги, велосипеды, игрушки, одежду. Что-нибудь да заинтересует потенциальную жертву. И если она, попав в такую ситуацию, потеряет только деньги – это меньшее зло. Ведь покупатель может оставить на фишинговом сайте свои личные данные, платежные реквизиты или, чего доброго, введет пароль от своего аккаунта. И тем самым даст мошенникам доступ к любой информации: к документам, которые он когда-либо загружал, истории платежей, данным использованных при этом банковских карт, привязкам телефонных номеров.

 

Старая песня на новый лад

Еще одна из сравнительно «свежих» легенд аферистов – «вам кэшбэк». Жулик представляется сотрудником банка. Но не пугает, что с карты, дескать, пытаются списать средства, а сообщает «радостную новость»: у вас, мол, кэшбэков на несколько тысяч накопилось. Хотите, мы переведем сэкономленные бонусы в «реальные деньги»? И начинается: «Продиктуйте номер карты, продиктуйте код из СМС». Словом, старая песня на новый лад.

Причем пострадать от действий жулика могут даже те, у кого на карточке нет ни копейки. Торжокским полицейским недавно пришлось столкнуться с такой историей: местная жительница поверила в россказни о возврате кэшбэка и продиктовала аферисту все «пароли, явки и адреса». Она была уверена: ее сбережениям ничего не грозит. Ведь денег на карте на тот момент не было.

Однако плут и тут нашел, чем поживиться: он оформил на ее имя кредит через банк-онлайн «в один клик». Точнее, она сама его и оформила, следуя инструкциям злоумышленника, и деньги пройдохе перечислила. 

Как рассказали в МО МВД России «Торжокский», жулика ищут. Но даже когда его поймают, не факт, что это решит все проблемы пострадавшей. Ведь она заходила в банк с мобильного приложения в своем телефоне, вводила код из СМС, который, по сути, приравнивается к ее личной подписи. Получается, она действительно взяла кредит, только не потратила полученные деньги на свои нужды, а передала неизвестно кому. Если кредитная организация соберется взыскивать задолженность с доверчивой держательницы карты через суд, не исключен вариант, что банк выиграет.

Конечно, потерпевшая вправе потребовать компенсации ущерба с афериста, когда полиция его найдет. Но сколько времени пройдет до этого момента и есть ли у этого типа доходы и имущество, на которое можно обратить взыскание, – вот вопрос.

 

Это нужно повесить на стенку

Ну что ж, самое время еще раз напомнить рекомендации стражей порядка.

1. Помните: настоящие работники банков не спрашивают сведения о ваших счетах (эти сведения у них и так есть). И не будут беспокоить клиента вопросами, как банк должен поступить, если сохранности его сбережений «что-то угрожает». Вообще-то вы именно для того и положили деньги на счет, чтобы об их безопасности заботился банк. Ведь если вы зайдете в автобус и водитель потребует, чтоб вы сели за руль, вас это сильно удивит? Тогда почему же просьба «банковских сотрудников» сказать им, как делать их работу, не многих настораживает?

2. Во время интернет-шопинга, когда заходите на сайт интернет-магазина (или, если речь идет о покупке по объявлению, на страницу продавца в соцсетях), обязательно проверяйте адресную строку: корректна ли ссылка, нет ли там опечатки, например, wk.com вместо vk.com. Изменив всего лишь один символ, мошенник легко может зарегистрировать похожий домен и использовать его для махинаций. А лучше всего вбивайте адрес сами, вручную.

3.Также обратите внимание на символ в адресной строке. Если видите закрытый замочек – значит, страница защищена. А вот в случае, если замочек «открыт» или в глаза бросается треугольник с восклицательным знаком – страница явно взломана, это должно насторожить.

4. Если вам говорят, мол, «утром деньги – вечером стулья», хорошо подумайте. Солидные магазины и честные продавцы в большинстве случаев предлагают разные варианты оплаты – в том числе и по получении товара, курьеру, наложенным платежом. Если продавец требует исключительно предоплату на электронный кошелек, не оставляя вам выбора, может, лучше купить желаемое в другом месте? А если это требование сочетается с чересчур низкой ценой, это и подавно повод насторожиться.

5. Не сообщайте всем желающим коды из СМС, которые вам приходят при попытке зарегистрироваться на каких-либо сайтах, что-то приобрести, оплатить.

6. Да и в принципе не говорите о деньгах с незнакомцами. Ни под каким предлогом, как бы вас ни пугали «несанкционированным списанием» и не соблазняли «бонусами и выигрышами».

Маргарита ВАСИЛЬЕВА

 

 


531
Яндекс.Метрика
Тверские ведомости