Праздник Троицы, или Пятидесятницы, который отмечается в ближайшее воскресенье 16 июня, – один из любимых, самых светлых и добрых праздников в нашем церковном календаре.
Он наступает, когда уже завершаются все пасхальные дни, давно уходит с ними восторг и восхищение весны и вместо весны в права вступает молодое, полное сил и цветения лето. В это время поднимаются травы, суетится и растет все живое в природе. В старой деревне это было время гуляний.
От старого языческого праздника начала настоящего лета в народной троицкой обрядности остались многочисленные элементы – завивания березки, качели, угощения в поле, «похороны кукушки» и т.д. А в церквах – пол, обильно украшенный свежескошенной, безумно сладко пахнущей травой и березовыми ветвями. С этим тоже как проявлением язычества пытались тщетно бороться. Но здравый смысл – не отказываться от такой безобидной народной веры – победил. Тем более что в еврейской традиции в эти дни был праздник урожая, когда приносились начатки плодов. Плодов у нас на севере в это время еще нет, но травы – хороши.
Накануне Троицы отмечается Троицкая Родительская суббота – один из четырех важнейших (наряду с Мясопустной, Радоницей и Дмитриевской субботами) день поминовения усопших – в русской православной традиции. В этот день обязательно посещали могилки родных на кладбище.
Могут упрекнуть, что я вижу в троицкой обрядности только милые русские народные гулянья, не замечая глубокого богословского смысла праздника. Богословски Троица достаточно сложный праздник. Отмечается-то, собственно, не то, что у Бога три ипостаси. Троица – потому что в сошествии Духа на апостолов проявляется третья ипостась. Конечно, Дух Святой действовал всегда. Но тут случай особый – его сошествие было обещано возносившимся Христом. Христос обещал, что не уйдет от учеников окончательно, а пребудет в ином качестве.
Именно это – прославление действия Духа в человеке и в истории – ключевое в службе Троицы, которая служится в воскресенье, но праздник, его служба переходит без разрыва и на понедельник (Духов день). И самая интересная часть службы – молитвы коленопреклоненные (это обычно уже часов в одиннадцать-двенадцать дня происходит) – уже фактически вечерняя служба понедельника, приставленная к воскресной литургии. И вся служба на Троицу в воскресенье получается очень длинная – реально до обеда, в монастырях – до часу-двух дня (когда и больше).
Понедельник называется Духов день, и в нем обычно строго действовало правило праздничного покоя. В деревнях запрещалось работать на земле («земля именинница»), день считался тихим и радостным. Очень хорошей приметой считался на Духов день дождь.
Вот такое настроение на эти дни. Ошеломляющий восторг от праздничного события, от чуда Пасхи, Воскресения Христова, когда восторг вызывает желание танцевать (и в иных культурах танец в церкви приветствуется в пасхальные дни) в норме должен смениться спокойной и светлой радостью от того, что жизнь продолжается, жительствует, и есть над нами небо. И при всяком раскладе с нами, с каждым из нас, при уходе отсюда наших предков, при нашем уходе, мир не исчезнет, солнце продолжит светить, юность – цвести, детство – смеяться. Потому что все это – не впустую. Дух Святой дает жизнь всему живому, дает начало новому человеческому сообществу – Церкви, а та дает смысл человечеству вообще и его истории.
Так и Духов день – это праздник исполнения, придания смысла жизни. Исполнение обещания воскресшего Христа.
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости»
pavelivanov2007@mail.ru