Когда-то Рождество и Крещение отмечались в один день. В этом был свой смысл, потому что о детстве Христа почти ничего неизвестно, евангелия молчат о большей части его жизни, скажем, о пятнадцати-двадцати годах перед выходом на проповедь. В результате фактическим событием, с которого начинается миссия Христа, является как раз Крещение.
Рождество и предшествующие и последующие (по хронологии, а не по календарю) праздники (Благовещение, Сретение, Преполовение и т.д.) – это лишь провозвестие, в то время как Крещение – это начало. Конечно, без этого провозвестия, освящения человеческой жизни, выход на проповедь, на крестный путь, неполны. Но показательна резкость, с которой часть евангелий (от Марка и от Иоанна) сразу с первых своих строк переводят рассказ на главное – на крест и воскресение Христово. Именно поэтому древняя Церковь отмечала скорее Крещение как праздник явления Христа в мир. Напомню, что в этом празднике отмечается и то, как по-особому в момент крещения была приоткрыта человечеству тайна Троицы (глас Отца с неба, образ Духа Святого в виде голубя). И отсюда другое название этого праздника – Богоявление.
В дни, когда в нашей стране завершаются Святки и ожидается Крещение со всей атрибутикой этого праздника (купаниями в первую очередь), всегда в СМИ публикуется не столько текст о том, чем важно Крещение, сколько список мест, где можно безопасно нырнуть в прорубь в этот день. Сразу скажу: я активный противник этого обычая. Нет, купаться в холодной воде – это здорово. Когда идешь в баню, когда занимаешься спортом, тренируешь сердечно-сосудистую систему – это замечательно. Но купаться «ради праздника» – этого я не понимаю.
Проблема вот в чем. Получается, что русские, имеющие возможность вот таким образом отметить один из важнейших христианских праздников, имеют некую особую благодать – нам можно так омыться, после чего все иные таинства и обряды отходят на задний план. Кто нырнул – тот особый молодец.
Мне могут возразить, что эти вещи находятся в зависимости от климата и «что русскому здорово, то немцу смерть». Но тогда выходит или прямой расизм (что плохо), или признание немощи всех усилий, к примеру, жителей южных стран (где тоже много православных), по достойной встрече праздника Крещения Господня. Если у вас нет холодной воды или вообще туго с водой, то ваша вера в каком-то смысле неполна. Это плохо вяжется с темой вселенского масштаба проповеди Христа.
Этнографы довольно убедительно представляют материалы, что обычай нырять в прорубь зимой – древний и несомненно языческий. Церковь взяла его на вооружение, потому что обычай этот из серии того «героизма веры», который необходим любому человеку, который относится к своей религии достаточно серьезно. Веришь – докажи. Доказал – получи от этого большое моральное удовлетворение. С этим ничего нельзя сделать. Хотя нет, пожалуй, можно.
Можно сказать после купания: вот, я смог, Господи, я в эйфории, и теперь я, знаешь ли, могу попросить от тебя то-то и то-то, здоровье, благополучие… и далее по списку. Это, пожалуй, будет не совсем, даже совсем не по-христиански. А лучше, наверное, сказать так: вот, я решился, Господи, рискнуть своим комфортом, своим удобством. Это слабый образ решимости идти за Тобой. Но это все-таки образ. Научи меня дальше идти по этому пути. Что мне сделать еще, как мне научиться тому, о чем Ты говорил? Как мне быть с Тобой всегда?
Для постановки такого вопроса в общем-то купаться в проруби не нужно. Но если у кого-то он возникает только после крещенского купания – ну что ж, в добрый путь, ныряйте. Пусть это будет вам ко благу.
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости» pavelivanov2007@mail.ru