Выпускники 2018 года справились с единым государственным экзаменом лучше своих предшественников. По официальным данным Минобрнауки РФ, средние показатели по обязательным предметам заметно выросли: средний балл по базовой математике увеличился с 2,79 до 4,29, а по русскому языку – с 69 до 70,93.
Эксперты считают, что причиной тому послужила серьезная работа по переподготовке учителей. Началась она с того, что в прошлом году Рособрнадзор предложил педагогам самим, добровольно, сдать ЕГЭ. Результаты были засекречены, но для учителей они оказались довольно информативными…
Впрочем, испытание достигло цели: «педагогический» ЕГЭ позволил выявить и устранить дефициты в квалификации преподавателей. Работа по переподготовке учителей усиленно велась весь последний год. В итоге российские выпускники 2018 года подтянули не только средний балл: в России увеличилось число школьников, написавших ЕГЭ на высокие баллы. Средний процент одиннадцатиклассников, набравших от 80 до 100 баллов, увеличился с 25 до 26,7.
А еще в России в этом году заметно выросло число так называемых мультистобалльников – ребят, кто написал ЕГЭ на 100 баллов сразу по нескольким предметам. Один из самых известных мультистобалльников этого года – выпускник московской школы Руслан Салимгареев, который написал на высший балл ЕГЭ сразу по четырем предметам.
Есть свои мультистобалльники и в Тверской области. К примеру, город Конаково в этом году у многих россиян на слуху из-за выпускницы местной школы Екатерины Кравцовой, которая написала ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории на 300 баллов. Всего же стобалльников в Тверской области 59, трое из них получили высший балл по двум предметам.
Помимо двух обязательных – русского и математики – третьим ЕГЭ, на выбор, ребята чаще всего писали экзамен по обществознанию, физике и английскому языку. И если с физикой и английским более-менее все понятно, то вот высокий спрос на обществознание заставляет насторожиться.
Дело в том, что «набор» ЕГЭ с обществознанием позволяет поступать исключительно в гуманитарные вузы. То есть через 4–5 лет страна получит очередной выпуск заранее безработных менеджеров, социологов, экономистов, у которых выход будет один – либо переквалифицироваться, либо идти в торговлю.
Цена «вышки» обычного гуманитарного вуза в России не так уж и высока, по сути. Она не поможет устроиться на престижную работу и заработать много денег. И тогда возникает вопрос: а зачем нужно такое высшее образование и, главное, кому? Работодателю, которому без разницы, кто будет стоять у кассы, или родителям, которые вынуждены финансово помогать своему ребенку с такой вот «вышкой» до последнего вздоха, потому что менеджеры и социологи у нас в золоте не купаются?
Конечно, речь не о тех ребятах, которые уже в 16 лет точно знают, зачем им высшее образование (но, к сожалению, таких в общем потоке очень мало). Продолжают образование в 10–11-х классах наши дети: а) потому что так принято; б) потому что еще не выросли; в) потому что без полного среднего образования не поступить в вуз.
На самом деле сегодня вырисовывается другая ситуация. Оказывается, что дети, поступившие после девятого класса в техникумы и колледжи, к выпускным экзаменам своих ровесников-одиннадцатиклассников уже имеют не только то же самое среднее образование, но и специальность. А еще – возможность поступать на льготных условиях в вузы, если есть такое желание. Вузы, кстати, приветствуют выпускников ссузов, так как эти ребята уже точно знают, зачем идут учиться.
Так что все в мире относительно. И образование, и выбор будущей профессии. На самомто деле стать богатым и знаменитым можно, занимаясь просто своим любимым делом. Главное – на все сто баллов любить свою профессию и свою работу…
Мария САГАН, «Тверские ведомости» bazarovamaria@mail.ru