Праздник, который мы называем Днем семьи, любви и верности, воспринимается многими с долей курьеза. Во многом потому, что в нашем менталитете нет праздников в честь простых человеческих радостей и событий. Отметить день великой битвы, отметить юбилей кого-нибудь великого (и часто совсем не доброго) – это мы пожалуйста. А день «семьи, любви и верности» – это нет: от него отдает каким-то детским садом, взрослым людям вроде такое неприлично.
Немало позубоскалили и над выбором даты и выбором святых покровителей. Тут и Пётр с Февронией, о которых известно немногим больше чем то, что они просто были. И дата праздника, выпадающая на церковный пост, когда нельзя совершать церковное венчание брака. И то, что неизвестно, были ли у святых муромских князей дети. И если были, почему житие ничего о них не знает. Если все это так, может быть, и праздника не надо?
А вот праздник – надо. Выбор муромских князей – дело, возможно, дискуссионное, более того, они сами на этой дате – 8 июля – оказались случайно. Греческая святая Феврония Низибийская преставилась в этот день, и поскольку о дате смерти Петра и Февронии Муромских ничего неизвестно, то они празднуются в ту же дату, что и эта святая. Но в Муроме этот праздник как день покровителей семьи издревле отмечали, не смущаясь. И так было уже в XVI веке. Ученый книжник Ермолай-Еразм написал текст, ставший в свое время одним из самых любимых в Древней Руси. Не зная ничего достоверного о святых, житие которых он писал, автор смело ввел в церковный текст сюжет из любимой доброй сказки. Это было для своего времени ново и говорит о том, что во времена Ивана Грозного сказка уже воспринималась как сказка, а не как страшный и чуждый Евангелию языческий миф.
О мифе мы не зря здесь заговорили. Дело в том, что 8 июля – это одна из дат древних купальских празднеств, общих у всех славянских народов. Это дни, когда начинается настоящее, гарантированное короткое наше лето (которое, как известно, всего-то до Ильина дня, а потом – «лось в воду на…л»). Но теперь русалки уходят в омуты, купание безопасно, распускается вся зелень, изобилует разнотравье. Вот-вот начнутся грибы-ягоды (а земляника уже и началась). Именно на эти дни выпадают чрезвычайно древние праздники, связанные с высшим расцветом человека – браком и чадородием.
Мы относимся к этим праздникам через флер определенного эротизма (с положительным или негативным оттенком, кому как нравится). Все эти прыжки через костер, поиск цветка папоротника, целебные и приворотные травы, которые принято собирать только в это время, венки по воде на счастье и все такое, что нам известно больше по фильмам и романам, чем из реальной практики.
Но древние относились к браку очень серьезно. Летние игры для молодежи – это само собой. Но молодежь и должна играть, как иначе найти пару, если не в игре? Зато семья, когда она создавалась, подразумевала и любовь (в значении не столько страсти, сколько лада между супругами), и верность. Так получилось, что сейчас эти понятия несколько разошлись. И, если мы хотим, чтобы семья как традиционный институт сохранилась, их необходимо уравнять.
Вот, собственно, и главная причина, почему существует праздник 8 июля. У нас есть запрос на то, чтобы в обществе любовь, семья и верность были синонимами, а не существовали как корабли на параллельных курсах. Церковная составляющая возникает потому, что, пожалуй, кроме церкви, это нигде широко и не пропагандируется.
Так что – с днем святых Петра и Февронии. Что бы там про них ни говорили, они уже как минимум лет четыреста покровители семьи.