Так и оказалось – но масштаб обрушения здания речного вокзала поразил.
Будто в здание попала огромная фугасная бомба, уничтожив не менее его четвертой части. Но мало того. На моих глазах побежали новые трещины, раздался грохот, еще один огромный кусок стены начал сползать вниз, все окуталось облаком бетонной и кирпичной пыли, на несколько секунд речной скрылся из глаз. Когда пыль осела, стало видно, что половины нижней ротонды больше нет. Того пространства, где когда-то находилась летняя площадка ресторана и роскошные залы ожидания для пассажиров дальнего следования – с лестницами и пролетами, устроенными наподобие палуб круизных кораблей. Собственно, самой ценной и архитектурно изысканной части этого здания. Комок подступил к горлу…
8 августа 2017 года. Запомним эту дату. Ничего подобного у нас не случалось. Были пожары, были печальные факты гибели отдельных памятников – но чтобы так, разом, упал символ города советской поры… Хотя, к сожалению, стоит признать, что к этому и шло. Давно. Лет двадцать.
Всем горожанам, разумеется, известно, что это здание является объектом культурного наследия. Однако параллельно с умиранием речного флота в перестроечную пору оказалась ненужной и прежняя функция речного вокзала. Поначалу в его здании размещались всевозможные магазинчики, но затем наступила пустота. Впоследствии неоднократно высказывались планы устроить в нем и филиал загса, и филиал картинной галереи, и еще много чего. Ведь часть здания, боковые крылья, имели (и имеют сейчас) достаточно сохранный вид. Что же до центральной части, то она к настоящему времени оказалась разрушена изрядно. Ее стремительное разрушение началось после событий 2010–2011 годов, когда ремонт под галерею современного искусства привел к полному уничтожению старой системы водостоков, а новые не продержались и двух лет. Тогда, вероятно, и была пройдена точка невозврата. Возможность реставрации стала вызывать большие сомнения. Разрушение постепенно приняло такие размеры, что, например, вода текла уже прямо по щелям в перекрытиях на наружные стены. чтото делать было уже поздно. Зима с постоянными оттепелями, лето с холодными частыми дождями довершили дело. Никакое здание не может долго сопротивляться стихиям в подобном состоянии. Тем более такое. деревянных конструкций в перекрытиях было слишком много. И они не выдержали…
Что останется – должна выяснить экспертиза, которую уже поручил провести губернатор Тверской области Игорь Руденя. Поэтому пока остережемся делать выводы о дальнейшей судьбе здания и его возможном использовании. Здание речного вокзала, сообщает пресс-служба областного правительства, находится в аварийном состоянии и ранее было законсервировано. Как пояснил заместитель председателя правительства Андрей Белоцерковский, долгое время велся подбор инвестора для проведения реставрации.
Буквально несколько недель назад автор принимал участие в одном из круглых столов по обсуждению возможной судьбы речного вокзала. Показательны были звонки в студию: кажется, нет никого в городе, кто сказал бы «да давайте снесем эту рухлядь, никому она не нужна».
Это здание устояло в годы войны. Десятилетия ни один турист, приезжавший в Калинин–Тверь, не мог не сфотографироваться на его фоне. И теперь город останется без своего символа? Хочется верить, что этого не произойдет. Поговаривают, что в числе остальных существует и вариант не реставрации, а полного восстановления здания – из новых материалов.
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости» pavelivanov2007@mail.ru