Виктор ЧУДИН, «Тверские ведомости» chudinvik@mail.ru
Эта строка написана 60 лет тому назад. «Песня о тревожной молодости» из фильма «По ту сторону», который повествовал о подвигах комсомольцев на гражданской войне, стала дебютом Александры Пахмутовой в кино и принесла ей всесоюзную известность.
А вот стихи написал уже тогда именитый поэт-песенник, лауреат Сталинской премии первой степени Лев Ошанин. Тем не менее, юная дебютантка не очень-то церемонилась с признанным мэтром. По ходу записи песни она не раз просила-требовала у поэта менять слова, а то и переделывать целые фразы в тексте. Ошанин не противился, и наконец Пахмутова одобрила-таки… 17-й дубль, который звучит и поныне.
Даже и в этой короткой истории прослеживаются черты характера двух замечательных авторов. Каждый из них старался не «казенно», без излишнего пафоса, по-человечески лирично воплощать в творчестве романтику юности, дух коллективизма, самоотверженность и преданность своим идеалам. При этом они не шли ни на какие компромиссы со своей совестью, искренне верили в то, что творили-делали.
Так случилось, что со Львом Ивановичем Ошаниным мы общались на протяжении многих лет. Он был руководителем поэтического семинара в Литературном институте имени А.М. Горького, где я тогда учился. Мы с однокурсниками часто бывали у него дома. Там нас, вечно голодных студентов, потчевала выпечкой собственного приготовления и дорогим индийским чаем его дочь Татьяна. Лев Иванович всегда пребывал в каком-то приподнятом, воодушевленном настроении. По крайней мере, так казалось. Он искренне радовался каждой удачной строке своего подопечного, помогал, чем мог. Я счастлив, что предисловие к моей первой книге стихов написал этот удивительно добрый, талантливый и честный человек.
Как и Лев Ошанин Александра Пахмутова навсегда вошла в историю советской песни, преданность которой она доказала и в постсоветскую эпоху. Тогда многие благополучные авторы вдруг «разоткровенничались» по поводу того, как им невыносимо было жить в «совковом аду». Александра Николаевна осталась верной себе. В отличие от «прозревших» коллег, она не предала идеалов, не отступила от своих творческих и человеческих принципов. Любопытно, но Пахмутова, при всенародной любви к ней и благосклонности власти, так и не вступила в компартию. Вот как сама она это объясняла после развала Советского Союза:
«Я бы ничего не написала, вступив в партию, поскольку примитивные серые бюрократы затюкали бы меня своими поручениями. Да, мы писали песни о комсомольцах. Но нашими героями были те святые люди, многие из которых сегодня вынуждены собирать бутылки и рыться на помойках. Сейчас делается все возможное, чтобы люди забыли 70 лет своей жизни, своей истории. Человек – не станок, его нельзя «выключить». В каждой семье отец или дедушка воевали в Великую Отечественную, кто-то воевал в Афганистане, кто-то был членом партии, а в молодости – пионером, комсомольцем. Невозможно отречься от всего этого. Нет такой второй страны, в которой вдруг заявили бы, что не было героев и не нужно было воевать…».
В этом году комсомол нашей страны отмечает свой вековой юбилей. «Песня о тревожной молодости» наверняка будет звучать на торжествах, посвященных этой дате. И хотя сам фильм «По ту сторону» со временем позабылся, эта песня прочно вошла в советскую классику.
16 октября 1962 года ее мелодия впервые прозвучала как позывные только что начавшей вещание радиостанции «Юность».
Наивысшим признанием песни в постсоветской России стал парад 9 Мая 2014 года. В тот день под мелодию Пахмутовой промаршировали по Красной площади войска Министерства чрезвычайных ситуаций. Композитор даже позвонила главному военному дирижеру Минобороны – Валерию Халилову – и поинтересовалась: с чего это ее песню решили превратить в марш? На что дирижер пояснил, что «Песня о тревожной молодости» давно уже является негласным гимном МЧС.