Этим летом тверитяне предпочли турецкому гостеприимству бюджетный отдых на южных курортах и селигерских озерах
Многие жители региона, как и страны в целом, со снятием ограничений поехали отдыхать и путешествовать. Однако пандемия и частично закрытые границы наложили отпечаток на выбор путешественников. Мы выяснили, как тверитяне проводят отпуск.
Тверское лето, побаловав нас нездешней жарой в июне, теперь чередует тепло с холодом, а солнце – с дождями и грозами. Так что на пляжный отдых в родном краю рассчитывать не приходится. Многие отпускники направились туда, где смогут загореть и накупаться. Идеальным для этого местом стал российский юг.
Турагентства Твери в один голос называют популярные направления – Анапа, Сочи, Крым, курорты Краснодарского края. Цены путевок сюда варьируются в зависимости от расположения и звездности отеля.
Плата за комфорт
В тверских турагентствах отмечают, что наши жители чаще всего выбирают бюджетные туры эконом-класса и чуть выше эконома. Например, даже в Сочи не летят на самолете, как это делают москвичи, а едут автобусом. По оценкам федеральных экспертов, самыми бюджетными курортами являются Анапа, Геленджик, Витязево. Здесь много частных домов и мало «звездных» отелей.
Но цены на отдых на российских курортах в этом году ощутимо выросли. В этом также единогласно сошлись представители местных турфирм. Например, самый бюджетный тур в Крым на семью обойдется в 43 тыс. рублей. За отель более высокого класса этой же семье придется выложить 100, а то и 150 тыс. рублей. Многие тверитяне просто не могут позволить себе отдых «повышенной комфортности».
– Сегодня туристы ищут аналог зарубежному отдыху у нас, но найти не могут. Потому что даже Турция не сравнится по соотношению цены и комфорта с нашими, российскими курортами, – отметили менеджеры тверского турагентства «Евро-Тур».
На берег турецкий…
Раньше тверитяне с удовольствием ехали на зарубежные морские побережья, выбирая для отдыха Турцию, Таиланд, Египет, Кипр и прочие жаркие страны, где очень любят российских туристов. Но пандемия сначала закрыла границы, а потом поселила осторожность в сердцах людей.
Поэтому даже когда Турция гостеприимно открылась, жители Тверского региона за путевками туда не бросились. Менеджеры местных турагентств отмечают, что реальных продаж туров в эту страну единицы.
Однако в целом по России обратная тенденция. Аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру зафиксировал, что в конце июля и начале августа спрос на билеты в Турцию вырос в разы. Даже несмотря на то, что цена перелета выросла на 30% в сравнении с 2019 годом. Теперь стоимость билетов стартует от 12 тыс. рублей.
Покупать туры по другим открытым на сегодняшний день направлениям, как, например, Танзания, путешественники пока не готовы. И ждут открытия границ с Египтом, Грецией, Таиландом, Грузией, Кипром и другими популярными ранее странами.
В Питер на выходной
Многие тверские туристы выбирают экскурсионные туры в Санкт-Петербург, Казань, Карелию. По словам менеджеров туротрасли, эти направления были популярны и ранее, пользуются спросом и сейчас.
Туры выходного дня на двоих в Северную столицу России могут обойтись в 6–10 тыс. рублей. Поездка в Казань – от 12 тыс. рублей, в Карелию – от 13–15 тыс. рублей на одного человека. Обычно в такие туры включено проживание в гостиницах разного уровня комфортности, завтраки и несколько экскурсий. Правда, в этом году придется столкнуться с рядом ограничений. Например, в некоторые музеи пускают только малые группы до 10–12 человек. Обязательно ношение масок и соблюдение социальной дистанции в общественных местах.
Глэмпинг на Селигере
Пользуются спросом жителей Верхневолжья, Москвы и ближайших регионов и тверские достопримечательности. Селигер и Нило-Столобенская пустынь – основные направления для ценителей природных красот, утверждают специалисты тверских турагентств.
Сегодня на Селигерии популярен и новый вид экотуризма – глэмпинг. Это размещение на берегу озера в большой палатке с удобствами.
Лидером же по числу посетителей стал Ржевский мемориал Советскому солдату около деревни Хорошево. За первый месяц с момента открытия мемориальный комплекс посетили более 100 тыс. человек со всей России и других стран. Большинство приезжает самостоятельно, на своих машинах. Но пользуются спросом и экскурсионные туры, в рамках которых можно посмотреть не только масштабный памятник, но и достопримечательности Ржевского района.
– Цены по нашим, тверским направлениям остались на том же уровне, что и в прошлом году. У нас по Тверской области хорошо набираются автобусы, – рассказали нам менеджеры турфирмы «Комильфо».
Есть также спрос на туристические маршруты по Твери, Осташкову, Старице, Пушкинскому кольцу, Кашину и Калязину.
Сами с усами
Между тем, невозможно не отметить еще один сложившийся тренд – все больше тверитян едут отдыхать самостоятельно, причем как на российский юг, так и по экскурсионным направлениям.
Те же тенденции характерны и для России в целом, сделали вывод эксперты сайта Price.ru. Данные опубликованы в федеральных СМИ. Спрос на групповые туры, в частности на российский юг, снизился на 51%. То есть сейчас туристы предпочитают добираться до места отдыха самостоятельно. И для проживания выбирают не огромные отели и гостиницы, а загородные дома, апарт-отели, кемпинги.
Отметим и еще один «пандемийный» тренд – многие россияне перестали бронировать билеты заранее, то есть больше, чем за две недели до начала тура. Отдохнуть хочется, но страшно. Разговоры о новой волне коронавируса – в России и за рубежом – звучат все чаще и чаще. А как в критической ситуации поступят с иностранными туристами в той же Турции, можно только гадать.
Взглянуть по-новому // Открываем родной край вместе
Туристическая отрасль уже никогда не будет прежней, утверждают эксперты. Опрос, проведенный АНО «Россия – страна возможностей», показал, что туристическую сферу ждет переход на «цифру», то есть онлайн-консультации, покупка туров через приложения. Кроме того, большинство опрошенных считает, что в ближайшее время будет развиваться экологический туризм и инфраструктура для самостоятельных путешествий.
Другими словами, толчок к развитию получат те проблемные «места» отрасли, на которые до сего момента внимания не обращали. В России, и в Тверском регионе в частности, пока недостаточно развиты и сервис, и инфраструктура для туристических услуг.
В последнее время Федеральное агентство по туризму предлагает всяческие меры поддержки отрасли. К примеру, кэшбэк за путешествия по России, то есть возврат средств (до 15 тыс. рублей) на туры внутри страны, которые длятся 5 и более дней и оплачены картой «Мир».
– Это повод присмотреться к нашим местам и не бояться путешествовать по России. Родную страну нужно открывать, потому что на самом деле мы ее совсем не знаем, – поделилась мнением депутат Законодательного собрания Тверской области, президент региональной ассоциации туризма Ирина Шереметкер. – Сегодня государство разрабатывает программы, чтобы стимулировать людей выбирать для путешествий культурно-познавательные направления, а не только пляжные. Это позволит развивать в стране круглогодичный туризм. Значит, будет развиваться инфраструктура и качество обслуживания.
Возможно, новые меры откроют новые горизонты и для развития турфирм и достопримечательностей Верхневожья, и для самих туристов. В Тверской области в 2019 году побывало 1,7 млн организованных туристов, тогда как годом ранее 1,5 млн.
Ирина ТЮРИНА
Цифра:
Самая популярная достопримечательность Верхневолжья в этом году – Ржевский мемориал. За первый месяц его посетили более 100 тыс. человек со всей России и других стран. Конечно, большинство приезжает самостоятельно, на своих машинах, на автобусах. Но пользуются спросом и экскурсионные туры.
Цитата:
Ирина ШЕРЕМЕТКЕР, президент региональной ассоциации туризма:
– Закрытие зарубежных направлений, вводимые меры поддержки туристической отрасли – это повод присмотреться к нашим местам и не бояться путешествовать по России. Родную страну нужно открывать, потому что на самом деле мы ее совсем не знаем. Сегодня государство разрабатывает программы, чтобы стимулировать людей путешествовать по культурно-познавательным направлениям, а не только пляжному отдыху. Это позволит создать в стране круглогодичный туризм, а значит, улучшить качество обслуживания.
на фото: глэмпинг на Селигере