Виктория по образованию логопед-психолог. Точнее, она не успела окончить вуз, где училась заочно, работая в детском саду. Сегодня она трудится в цехе Медновского молокозавода. Лена же получила высшее образование, сейчас ее обучают на молокозаводе на секретаряделопроизводителя. Алексей – шахтер, привык к тяжелой работе, теперь он грузчик. «Нам надо работать, у нас же дети», – говорят они.
ЗАО «Медновский молочный завод» – одно из предприятий, предоставивших переселенцам с юговостока Украины работу и жилье. Сам завод специализируется на переработке молока в творог, который далее идет на московское предприятие. «Рабочие руки нужны всегда», – говорит генеральный директор Владимир Бугаёв. В настоящий момент под опекой предприятия находится 39 переселенцев, 12 из которых – дети. Все взрослые работают на заводе.
Руководство молокозавода предоставило не только рабочие места, но и жилье. Для этого было переоборудовано под квартиры здание бывшего детского сада в деревне Романово, в семи километрах от Медного. Получились просторные квартиры с отдельными входами. Но ремонт переселенцы делают сами – завод предоставил необходимые материалы, кое-какую новую мебель.
Основная часть переселенцев трудится на производстве всего две недели. Работа тяжелая, сменная, но достаточно хорошо оплачиваемая. Пока люди не получили первую зарплату, кормят их в столовой завода. Кроме того, выдают продукты на остальных членов семьи.
Так украинские переселенцы и попали сюда: через знакомых соотечественников узнали, что в Тверской области есть работа, и приехали. Сами, не в составе организованных групп. Некоторые до Тверского региона побывали уже в Ставропольском крае и Дагестане.
– В Дагестане нас очень хорошо встретили, разместили со всеми удобствами, помогали деньгами, предлагали хорошую работу, – рассказывает Оксана, которая в Донецке работала поваром, по этой же специальности устроилась и на Медновский молокозавод.
Из Дагестана уехали, потому что очевидна была разница менталитетов. Но с деньгами на переезд помогли именно дагестанские бизнесмены.
Много слов благодарности довелось услышать в адрес тверских волонтеров, с которыми переселенцы поддерживали связь на протяжении всех своих поездок. В Твери их встретили, помогли добраться до Медного.
Практически в каждой семье – дети и подростки. Причем не только свои. Вместе с Леной, ее мужем и трехлетним сыном приехала ее 14-летняя сестренка. Елена Викторовна из Луганска взяла под опеку 19-летнего сына своих украинских друзей.
Все дети школьного возраста готовятся идти в школу. Говорят, проблем с учебной программой у них не будет. Там, у себя на родине, они учились в русских школах. А малышей сейчас устраивают в детский садик. В самом селе Медное мест нет, но есть в соседнем – Дмитровском. Администрация сельского поселения решает вопрос с доставкой детей туда.
Конечно, этим людям еще предстоят очень большие труды и заботы, чтобы обустроиться на Тверской земле. Уезжая из зоны военных действий, они оставили не только родные места, знакомых и друзей. Они оставили всё, и им фактически надо учиться жить заново. Практически никто из них не собирается возвращаться. «Некуда и не к чему, – говорят они. – Все уничтожено, и когда все это можно будет восстановить – неизвестно».
Их новый дом в здании бывшего детского сада еще нужно обустраивать. Заходим в трехкомнатную квартиру Лены. В одной комнате и все вещи, и там же спят. В другой комнате – только обеденный стол. Еще в одной – полным ходом идет ремонт-покраска, на полу еще не собранный диван. В ближайшее время будет решен вопрос с отоплением, водоснабжение здесь есть. Конечно, в доме нет ни холодильника, ни телевизора, ни стиральной машины, ни других, привычных нам, бытовых вещей.
Скоро зима, русская зима. Это, наверное, для переселенцев сегодня самый большой страх. Из Украины бежали в чем были, захватив лишь некоторые вещи. Но они не жалуются и ничего не просят. Напротив, только благодарят. И в первую очередь простых людей, с которыми они вот так неожиданно стали добрыми соседями. Местные помогают кто чем может: и вещами, и деньгами.
По двору бегает собачка неопределенной породы, смешная и неуклюжая, но с благородным именем Эльза. Она тоже оттуда, из Украины. Приветливая и вовсе не сторожевая. Она, наверное, единственная тут, кто даже не понял глобальных изменений в своей жизни. Ее хозяевам, конечно же, тяжело. И много сложностей впереди. Но они начали улыбаться. Значит, жизнь у них на нашей земле налаживается.
Марина Гавришенко
Фото автора