В юбилейный, 80-й, сезон Тверская филармония на два дня вернула на сцену Carmina Burana
В далеком 1936 году (80 лет назад – совпадение?) Карл Орф создал свой шедевр – кантату «Кармина Бурана». Он считал произведение смыслом всей жизни и величайшей «нетленкой», которая, по задумке автора, должна была его прославить. Так оно и случилось. Но предшествовать тому могли годы, а то и десятилетия забвения. Причина банальна: после окончания Второй мировой войны только ленивый не ставил Орфу в упрек то, какой фурор производила его «Кармина Бурана» на Геббельса.
…После разгрома фашистского режима Карл Орф должен был пройти процедуру денацификации, а попросту – быть исключенным из списков «правильных» композиторов. Но помогли друзья, которые вытащили Карла из политической петли и позволили творить дальше.
Несмотря на довольно серьезные споры насчет принадлежности Орфа к определенным силам, его произведения у ценителей музыки не вызывали сомнений: они были прекрасны. И, конечно, самым известным стала «Кармина Бурана» – кантата, созданная из переложенных на музыку 24 поэм из средневекового сборника Carmina Burana (дословно – Песни из Бойерна).
До мурашек
«Кармина Бурана» до сих пор будоражит сердца и души любителей музыки. Без пролога кантаты – «О, Фортуна» – не обходится, пожалуй, ни один мало-мальски порядочный фильм ужасов или мистики. Старый латинский текст, переложенный на довольно архаичную музыку, похожую на молитвы монахов-бенедектинцев, хоровое пение моментально погружают во времена пыток святой инквизиции.
Пожалуй, самым известным саундтреком «Фортуна» становится в мистическом фильме ужасов «Омен». Не менее удачно подобран пролог из «Кармина Бурана» и в «Девятых вратах», «Реквиеме по мечте» и многих других фильмах, ставших уже классикой мирового кинематографа.
Музыкальная осень вернула Фортуну
«Кармина Бурана» открыла 47-й фестиваль «Музыкальная осень в Твери», начало которого совпало также с Международным днем музыки. Это третье возвращение «Фортуны» на тверскую сцену. В первый раз зрители услышали кантату шесть лет назад. Она и без светового шоу оставила довольно сильные ощущения.
В той интерпретации, которую дает Тверская филармония, Carmina Burana становится не просто великолепным произведением искусства. В этот раз искушенные зрители увидели настоящую музыкально-сценическую феерию, какой, в сущности, и задумывал Орф кантату. Обилие белого цвета в отделке концертного зала сыграло на руку тверским мастерам из студии медиаконтента FoxMotion, поставившим великолепное световое шоу, меняющее «картинку» в режиме music online.
Когда кантата становится действом, уже сложно определить, где находится эпицентр: в свете, хоре, оркестре или дирижере. По колоннам филармонии плясали языки пламени и, казалось, отзывались не только на музыкальные такты, но и на движения дирижера. Огромное колесо Фортуны вертелось над сценой, обозначая всю тленность человеческого бытия. И это было просто невероятно, жутко, красиво и завораживающе.
Кантату Карла Орфа публике представили губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» (расширенный состав), губернаторский камерный хор «Русский партес», концертный хор хоровой школы мальчиков и юношей (Конаково). В числе солистов – заслуженная артистка России Татьяна Скворцова (сопрано), лауреаты международных конкурсов Григорий Консон (контртенор, Москва), Роман Бобров (баритон), Ольга Орлова (фортепиано), Александра Долгова (фортепиано), заслуженный деятель искусств России Татьяна Сергеева (орган). Художественные руководители – Наталья Махновская, протоиерей Вадим Махновский. Дирижер – Андрей Кружков.
Уже в предстоящие выходные на сцене Тверской филармонии зрителей снова будут удивлять. На сцене – музыкально-театрализованный моноспектакль по мотивам пьесы Патрика Зюскинда «Контрабас» в исполнении актера Тверского академического театра драмы Тараса Кузьмина и губернаторского камерного оркестра «Российская камерата».
Удачной осени. И следите за афишей!