«Мир! Труд! Май!» – так звучал главный лозунг Первомая, который, по задумке руководившей страной партии, был праздником глубоко идеологическим, но стал в прямом смысле – народным: добрым, искренним, веселым, солнечным.
Его ждали, потому что май символизировал окончательный и бесповоротный приход весны. Потому что в этот день, выйдя в город на праздник, можно было встретить всех старых знакомых. Потому что, нагулявшись по празднично украшенным улицам, все усаживались за стол, на который выставлялись все привезенные из Москвы дефицитные вкусности.
Проводить праздничные дни на дачах было как-то не принято. Но это был день, когда чествовался именно человек труда: передовики производства, новаторы, изобретатели. Одним из приоритетов идеологии советского государства была популяризация труда. Успехи в работе мотивировались не только денежными поощрениями, но и другими (как показало время, не менее действенными) способами: вымпелы, нагрудные знаки, знамена (целым трудовым коллективам) и Доски почета, которые в Калинине (Твери) были в каждом районе города, на каждом предприятии. На такую Доску попадали лишь самые-самые лучшие. Кстати, до сих пор среди всевозможных специалистов по управлению персоналом советские методы считаются лучшими в плане мотивации. Считаются, но не применяются. Впрочем, настоящую Доску почета мне удалось увидеть в Курске. На ней фотографии лучших людей города от военных до ученых, и это смотрится, поверьте, очень здорово.
Наступал Первомай, и люди – нарядные, с орденами и медалями (не только военными, но и полученными за добросовестный труд) выходили на улицы. Они гордились собой и гордились страной, кричали «Слава КПСС», но на самом деле славили себя: единый, сильный, трудолюбивый народ.
Сегодня целому поколению тех, кто застал те годы пионерами, комсомольцами, более старшему поколению, кажется, очень не хватает такого объединяющего праздника. У нас больше нет демонстраций. Точнее, есть, но они мелкие, локальные, каждая под свою одну из многих партий. Это уже не объединяет, а, напротив, разъединяет людей.
То, что осталось от той эпохи, сегодня продается на барахолке: вымпелы передовиков, которыми гордились и берегли; комсомольские значки – главный атрибут советской молодежи; пластинки, горны, книжки советских авторов (кстати, весьма неплохие) и многое-многое другое, из чего складывается наше прошлое. Иногда, проходя мимо таких развалов, мне становится немного жаль и даже обидно за то, как небрежно распродается наша недавняя история.
В Твери еще кое-где сохранились следы советского города: пустые, залепленные объявлениями «Доски почета», стеклянные мозаики (из которых в детстве, знаю, многие любили выковыривать камушки), памятники мальчишек-горнистов с отколотыми «частями тела». Для современных подростков это нечто непонятное и, наверное, ненужное. 1 мая сейчас – это «Ура! Мы едем на дачу!» и открытие шашлычного сезона. Мир, труд… абстрактные слова, сохранившиеся в памяти.
Остался только май – месяц, когда у нас традиционно начинается весна: зеленая, цветущая, теплая. И это уже само по себе – праздник!
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ, Александра ДЫЛЕВСКОГО