В последнее время так называемая «цифра» все больше проникает в такие сферы нашей жизни, как здравоохранение, образование, «социалка», производство и др. Эти изменения влияют на профессиональную деятельность: знание информационных технологий теперь нужно там, где раньше этого не требовалось.
Пандемия процесс цифровизации только ускорила, утверждают эксперты. Там, где раньше могли работать люди, не особо дружившие с Интернетом, сегодня нужны уверенные пользователи с рядом специальных навыков.
Недавно Аналитический центр НАФИ оценил, готовы ли россияне к жизни и работе в условиях цифровой экономики. В опросе участвовали жители 85 регионов России. Четверть трудящихся (26%) отметили, что им нужны знания информационных технологий или они боятся потерять работу без этих навыков. Больше всего эта проблема беспокоит жителей Самарской и Курской областей, Ненецкого автономного округа. Затруднения у опрошенных вызывают пользование государственными цифровыми сервисами, коммуникация в Интернете, настройка программного обеспечения и др.
Верхневолжье находится в самом конце рейтинга НАФИ – на 82-м месте из 85-ти. И это вовсе не значит, что мы отстаем, скорее наоборот, уровень знаний наших сограждан достаточно высок. Всего 13% жителей региона опасаются потерять работу из-за цифровизации. 24% опрошенных считают, что увольнение из-за недостаточного уровня цифровой грамотности им не грозит, но при этом понимают, как важно сегодня обучаться информационным технологиям.
По результатам мониторинга, только 27% россиян думают, что всеобщая цифровизация не повлияет на их профессиональную деятельность.
— Формируется целая когорта «безработных поневоле»: людей, которые должны сегодня активно переобучаться и повышать квалификацию, чтобы встроиться в новую хозяйственную жизнь и стать частью цифровой экономики, — отметила директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова. — Как показывают исследования, люди с низкой цифровой грамотностью меньше всего мотивированы ее повышать.
Эксперт считает, что нужно регулярно исследовать потребности трудящегося населения, а также проводить просветительскую и образовательную работу, привлекая в том числе и работодателей.
Ирина ТЮРИНА