Привычная нам система разделения властей (исполнительная, законодательная, судебная) – плод введения в России европейских идеалов просвещенного правления XVIII века. Она пришла к нам с петровских времен, а сложилась понастоящему только с начала XX века. Но представительная власть имеет в России и на Тверской земле давние традиции.
Система местной власти на Тверской земле в средние века не отличалась от таковой в других среднерусских княжествах. Всеми делами заведовали князь и княжеские наместники. В руках князя была вся полнота власти, однако, как везде в средние века, эта власть сильно ограничивалась обычаем, «стариной», понятиями о «правде», которыми князь должен был руководствоваться в своих решениях.
Настоящего народного вече, как в Новгороде Великом, в Твери никогда не было. Новгородская республика осталась на Руси единственным примером такого правления. Правда, указание на тверское «вече» в летописи имеется, но в единственном случае – когда случилось восстание против ордынцев 15 августа 1327 года. Понятно, что этот народный сход был исключительным, да и напоминал он военный призыв, а не обсуждение текущих забот.
В Московском государстве XV–XVII веков власть великих князей и царей возросла. Но даже тогда приходилось время от времени спрашивать мнение у «земли», то есть представителей сословий и городов, на те или другие глобальные решения – такие как продолжение войн, принятие судебников и т.д. Но на первые Земские соборы депутаты фактически назначались – это были наиболее влиятельные купцы, жившие в столицах авторитетные главы местных дворянских корпораций. Становились они таковыми не в силу выборов, а в силу семейного или личного авторитета – мы встречаем в XVI веке на Тверской земле лишь остатки органов местного самоуправления и совсем не видим представительных органов местной власти.
Однако когда государственная власть ослабела (как в начале XVII века) и судьба страны, ее единство висели на волоске, все изменилось. Именно тогда, при избрании первого царя династии Романовых, Михаила Фёдоровича, Земский собор стал представительным выборным органом власти. На нем были и тверские участники. Но как они выбирались? Повидимому, на общем сходе всех горожан и окрестных крестьян. В грозную пору 1612–1613 годов вести разносились быстро, а общее число «избирателей» в разоренных дотла округах (то есть городах с уездами) едва ли превышало несколько тысяч человек. Так что собрать в одном месте, во всяком случае «лутших» из них, едва ли было очень сложно.
Постепенно окрепшие цари отказались от Земских соборов, и при Петре I эта старейшая форма представительной власти была окончательно упразднена.
К идее ограничения абсолютной власти российские самодержцы пришли только в середине XIX века. Начатые Александром II великие реформы, делегировавшие на места многие функции центральной власти, неизбежно должны были поставить вопрос об участии заново формировавшихся земств и земцев в формировании государственной политики. Историки сходятся в том, что бомба Гриневицкого взорвалась именно тогда, когда император уже готов был подписать проект конституции. Счет до этого указа шел уже на дни.
При Александре III права земств все сильнее ограничивались. Настоящими представительными органами власти земства так и не смогли стать, оставшись прекрасным, но, увы, не оцененным по достоинству опытом местного самоуправления.
Павел ИВАНОВ