Ведущий тверской вуз прошел большой путь и может гордиться не только своей историей, но и современными достижениями
В декабре этого года Тверскому государственному университету исполнится 150 лет. В знак уважения к его богатой истории в сквере на ул. Желябова планируют установить бюст Павла Максимовича.
Именно с этого подвижника 1 декабря 1870 г. началась история ведущего тверского вуза, который сейчас включают в мировые рейтинги лучших образовательных учреждений высшего звена. Он был организован как женская учительская школа по личной инициативе Павла Максимовича, на его же средства больше десяти лет она и содержалась. Здесь бесплатно получали образование крестьянские девушки. Изучали не только русский язык и математику, но и физику, химию, биологию, рисование, музыку.
К 1882 году, когда ее перевели в разряд земской, школа уже имела высокий авторитет. Учебная программа в ней была шире, чем в правительственных учительских семинариях. Хорошо оборудованные кабинеты, столярная и переплетная мастерские, собственная метеорологическая установка, телескоп, большая библиотека, лучшие наставники – все это давало возможность готовить педагогов, которые могли легко составить конкуренцию столичным коллегам. Здесь царил демократизм, а в вопросах воспитания практиковался личностный подход.
Все-таки удивительно, как много может сделать один человек, собрав вокруг себя единомышленников, увлеченных его идеей, и грамотно организовав дело. За годы своего существования школа выпустила 1200 учительниц для начального народного образования.
Преобразования
В июне 1917 г. в Твери появилось еще одно учебное заведение – был создан учительский институт, через год преобразованный в педагогический. Он имел четыре отделения: социально-историческое, литературно-художественное, физико-математическое и естественно-географическое – и строил свою работу «по типу высшего учебного заведения», хотя таковым не был.
Еще через год, в 1919-м, пединститут, Школу Максимовича и Постоянные педагогические курсы Тверского земства объединили в Тверской институт народного образования (ИНО). В нем стали готовить учителей школы I и II ступеней, а также специалистов дошкольного воспитания. Чуть позже ИНО реорганизовали в Тверской педагогический институт, уже в статусе вуза. Постепенно он превратился в общекультурный центр губернии: здесь читали публичные лекции, устраивали юбилеи, выставки.
Но, конечно, процесс образования был первичным: в составе института к 1931 году учителей готовили пять факультетов: исторический, русского языка и литературы, физико-математический, географический и естествознания. Срок обучения на всех факультетах составлял четыре года.
В 1941 году факультетов стало шесть. В пединститут в качестве самостоятельного факультета иностранных языков с отделениями английского, немецкого и французского языков влился Учительский институт иностранных языков. Он существовал с 1936 года. К слову, присоединили его в сентябре, когда в Калинине уже остро ощущалось приближение фронта.
Военные коррективы
Часть преподавателей и студентов была отправлена на фронт, другие участвовали в строительстве оборонительных сооружений. Пединститут вместе с городом пережил оккупацию, потом освобождение. Вместе с городом восстанавливал разрушенное. В конце февраля 1942-го, как только восстановили первый учебный корпус, на факультетах начались занятия. Студентов тогда было всего 270 человек. После лекций они вместе с преподавателями помогали разгружать эшелоны с ранеными, заготавливать дрова и торф, работали в госпитале. В годы Великой Отечественной войны пединститут выпустил 950 специалистов. В мирное время образовательная деятельность продолжилась.
Передовые практики
Знаменательной вехой в истории вуза стал 1971 год. С 1 сентября он принял студентов уже как университет. Его первый ректор, доктор исторических наук, профессор Владимир Комин, провел большие преобразования. Открывались новые кафедры, специальности, лаборатории и кабинеты. К концу 1980-х гг. были построены новые корпуса, спроектирован студенческий городок в п. Соминка. Калининский госуниверситет занимал в рейтингах золотую середину среди университетов страны.
И даже в 1990-е, когда многое в России рушилось, ведущий вуз теперь уже Тверской области не утратил свой научный и образовательный потенциал. Более того, наращивал инфраструктуру и укреплял материальнотехническую базу. В этот период ТвГУ возглавлял доктор физикоматематических наук, профессор Алексей Кудинов.
При университете были созданы новые научные школы, увеличен прием в аспирантуру более чем по 50 научным направлениям, открыта докторантура, начали работу 10 диссертационных советов. Число специальностей высшего профессионального образования увеличилось в три раза, число факультетов – в два раза, кафедр – в три раза. Были созданы филиалы университета в городах Ржев и Нелидово. При университете открыли общеобразовательный лицей и интернат для одаренных детей. Создали Ботанический сад, ввели в эксплуатацию пять учебных корпусов и здание Научной библиотеки, комплекс общежитий квартирного типа в районе поселка Соминка. В учебных корпусах провели капитальный ремонт, а в 2007 г. начали строительство главного корпуса ТвГУ.
Все выше и выше
В 2009 году пост ректора занял доктор физикоматематических наук, профессор Андрей Белоцерковский. При нем в структуре ТвГУ появились институты педагогического образования и социальных технологий, экономики и управления, непрерывного образования, Академическая гимназия.
Университет приобрел статус инновационного вуза и стал победителем крупнейших федеральных проектов. Вошел в число 26 российских вузов, ставших победителями конкурса центров волонтерской подготовки к зимней Олимпиаде Сочи2014. Он принимал и организовывал мероприятия всероссийского и международного масштаба в сфере общего образования. И продолжал расширяться: в студенческом городке на Соминке открыли два новых корпуса общежития и университетский бассейн «Парус», активно велось строительство главного корпуса университета.
С начала 2017 года обязанности ректора Тверского государственного университета исполняет доктор филологических наук, профессор Людмила Скаковская. Под ее руководством вуз высоко держит планку авторитетного научнообразовательного центра, который входит в число лучших высших учебных заведений России. И тесно сотрудничает более чем с 20 университетами стран Европы, Китая и СНГ, ведет студенческий и преподавательский обмены, организует международные учебные практики, осуществляет обучение иностранных студентов.
Дарья ПЕТРОВА