Существование почты в России следует считать от времен великого князя московского Ивана III. В его правление в последней четверти XV в. на дорогах Руси появилась сеть почтовых станций («ямов»), где проезжающие государственные курьеры меняли лошадей. Система, которую описал впервые в 1520-х гг. посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн, поражала иностранцев свой отлаженностью и эффективностью. Государственная депеша из Москвы в Новгород шла не более суток, что при качестве дорог в России тогда было невероятной скоростью. Почтовая гоньба как система была заимствована из Орды, но, несмотря на это обстоятельство, прижилась в нашей стране и пережила более четырех столетий.
Первые письменные известия о существования почтового яма в Твери относятся к середине XVI в., хотя через территорию бывшего Тверского княжества почтовые тракты пролегли еще на полвека раньше. Изначальная идея – брать лошадей и провожатых с населения – оказалась очень тяжела для жителей. Крестьяне стали разбегаться из селений, расположенных вдоль больших дорог. И тогда появилось особое сословие в России – ямщики, профессиональные работники почтовой службы. Тверские ямщики жили слободой у городской границы, на территории современной Советской площади. Ямщики обладали множеством привилегий. Они не учитывались при переписях вместе с остальными посадскими людьми, не платили большинства государственных податей, в спорах по поводу земли с остальными горожанами государство чаще вступало на их сторону. Но взамен от ямщиков требовалась тяжелая служба, с лихвой покрывавшая все льготы. Ямщики несли ответственность за корреспонденцию, могли сутками в любую погоду находиться в дороге, нести всевозможные лишения.
В XVIII в. в работу почтовой службы был внесен европейский порядок. В 1767 г. в Тверь был назначен первый почтмейстер – подпоручик барон Витте. Тогда же в городе на Полуциркульной или Почтовой (ныне Советской) площади было построено здание для почтовой конторы. В 1798 г. почтовое ведомство обменяло свой особняк на дом купца Василия Волкова, находившийся рядом на этой же площади. Особняк купца Волкова был в тот период одним из лучших зданий в городе. К сожалению, он не сохранился, еще в 1913–1918 гг. его сменил новый дом, построенный по проекту архитектора И.В. Скрутовского. В нем почта располагалась до 1987 г. – до переезда в здание современного почтамта.
В последней четверти ХVIII в., помимо Твери, действовали почтовые конторы в Кашине, Калязине, Корчеве, Бежецке, Красном Холме, Весьегонске, Вышнем Волочке, Осташкове, Ржеве, Зубцове, Старице и Торжке.
Со строительством Петербурга главным в России становится тракт Санкт-Петербург – Москва, проходивший через Тверскую губернию и ее самые большие города Тверь и Торжок. Почта в ту пору доставлялась из Твери до Москвы за 14 часов. На доставке почты работали ямщики, скоростная почта доставлялась верховыми гонцами.
В 1848 г. в Твери был установлен первый почтовый ящик и стала действовать внутригородская доставка писем или городская почта, немного позже она была введена и в других крупных уездных городах. С этого времени появилась и современная форма писем – закрытое письмо-«куверта», или, как нам привычнее, конверт. Минимальная стоимость пересылки по стране была сделана единой, хотя и довольно высокой: 10 копеек серебром (такова же была и стоимость первой почтовой марки – своеобразной платежной квитанции, наклеивавшейся на письмо). При главном почтамте и в почтовых отделениях уездных городов появились первые почтовые ящики. Соответственно, письма, содержание которых позволяло отправлять их без конверта, стали именоваться открытыми, или открытками. Именно почтовая служба вызвала к жизни такой популярный вид сувенира конца XIX–XX вв., как открытка с видом города. Теперь видовые открытки служат для нас ценнейшим историческим источником по истории тверских и в целом русских городов. В Тверской губернии в уездах выпускались и свои почтовые марки, поскольку государственная почта не доходила до каждого населенного пункта, и в уездах доставка корреспонденций осуществлялась уже местными силами: земской почтой.
Расцвет почтовых станций в Тверской губернии пришелся на 1840-е гг. В это время, например, в Твери для нужд почты содержалось более двухсот лошадей. В 1851 г. после окончания строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва в почтовой связи Твери появилось новое средство перевозки почтовой корреспонденции и количество лошадей на ямском тракте сократилось на треть.
В 1855 г. по инициативе тверского почтмейстера Д.А. Немятова была налажена перевозка почты до Рыбинска по Волге пароходами товарищества «Самолет». На пароходах этого товарищества была организована такая услуга, как прием корреспонденции от пассажиров, и размещались почтовые ящики.
В 1885 г. происходит административное слияние почты и телеграфа. Был создан Тверской почтово-телеграфный округ, объединивший средства связи Тверской и Новгородской губерний. В начале ХХ в. на территории Тверской губернии работали 15 почтово-телеграфных контор, 11 почтово-телеграфных отделений, 48 почтовых отделений.
После Октябрьской революции 1917 г. перед связистами была поставлена задача обеспечить доставку почтовой корреспонденции и газет в каждый населенный пункт. К 1921 г. общее количество учреждений связи в Тверской губернии увеличилось втрое. К 1941 г. население 70 райцентров обслуживали 5367 пеших и 54 конных почтальона. На почтовых маршрутах действовали 49 конно-почтовых станций, использовались 178 лошадей управления связи и 920 наемных лошадей. Имелось 110 автомашин, применялись местная авиация и речные катера.
В 1957 г в Калининской области началось внедрение моторизованной доставки почты: корреспонденцию на автотранспорте привозили в специально оборудованные опорные пункты, откуда ее забирали почтальоны.
В период с 1970 по 1991 гг. практически во всех райцентрах для почты и электросвязи были построены новые типовые здания. В 1993 г. произошло разделение отраслей связи по формам собственности и создано государственное учреждение: управление Федеральной почтовой связи Тверской области.
Павел ИВАНОВ