Но число безбилетников от этого не снижается
В отличие от сезонной охоты на зайцев, скачущих по лесам и полям, железнодорожных «зайцев» отлавливают круглогодично. В пригородных электричках, отправляющихся и прибывающих на станцию Тверь, их развелось такое неимоверное количество, что железнодорожным деятелям впору кричать «караул».
Матерые «зайцы» давно игнорируют турникеты, заградительные отряды из шестисеми тетенек на станции отправления, разъездных контролеров, а также мнение прогрессивной общественности и честных пассажиров. Маскирующиеся «зайцы» берут билет до ближайшей платформы – самый дешевый, ради преодоления турникета и заградотряда, и катят хоть до Торжка, хоть до Бологого. В пути следования такую категорию может настигнуть контроль, тогда билет покупается до другой ближайшей станции. «Заячий» молодняк при виде контролеров перебегает на остановках в обилеченный вагон. (Этот вид развлечений приобрел такое же распространение, как поиск одноклассников в Сети.)
Для осознания остроты проблемы железнодорожному начальству не мешало бы поприсутствовать, к примеру, на высадке пассажиров, прибывших в Тверь с утренними электричками БологовскоТоржокского направления. Две трети пассажиров, если не больше, идут в обход турникетов – за линию, где входвыход в город совершенно свободный. Движение масс похоже на демонстрацию советского периода: те же сплоченность, монолитность и одухотворенность действием.
В молодежной среде ездить в электричках без билета стало даже престижно. Сэкономленные средства можно пустить, например, на пиво. Его вкушают по пути следования в неимоверном количестве.
Уже два года, как железнодорожными перевозками в нашем регионе занимается ОАО «МосковскоТверская пригородная пассажирская компания» (МТ ППК). О ее миссии сказано высокопарно: «Обеспечение качественного удовлетворения спроса… при создании максимально комфортных условий для пассажиров и сохранении социальных гарантий населению». Основная задача компании ясна даже школяру: акционерное общество должно работать без убытков, иначе может грозить банкротство. Судя по отчетам «МТ ППК», за первое полугодие 2011 года количество отправленных пассажиров по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 12 процентов, или на 2,3 миллиона человек (в зачет идут Москва, Московская, Тверская, Псковская области). Общий объем пассажироперевозок за полугодие – 676 миллионов пассажирокилометров. Среднее количество отправляемых в сутки пассажиров – более 87 тысяч человек. Снимая шляпу в знак уважения заслуг компании, зададимся вопросом: каким таким образом ведется учет пассажиров? Только по билетам? Если же в статистику заложено приблизительное количество «зайцев» – московских, тверских, псковских, – то это не заслуга, а, мягко говоря, просчет.
Но самое интересное, судя по официозу компании, по итогам прошлого года она вышла на безубыточный уровень! Всего за год! Странно, однако, что ее генеральный директор Евгений Хмелевских, приезжая в Тверь на прессконференции по поводу раздоров изза отмены электричек и ломки расписания, сетовал на сплошные убытки. Резон был таков: если область не профинансирует пригородные перевозки в желаемом для компании объеме (почти пару сотен миллионов), проблема для тверских пассажиров может встать выше Монблана. Судя по временному молчанию сторон, конфликт пока что в стадии консервации. Сейчас тарифная зона – 14 рублей (применяется государственное регулирование), компании для якобы безубыточной работы хотелось бы около 20.
На жизнь надо смотреть прозаически: рост цены билетов на пригородное сообщение прямо пропорционален росту безбилетников. Это мы проходили в течение многих лет, еще задолго до образования ОАО «МТ ППК» в количестве 675 человек. В это число, судя по пассажирским наблюдениям, не входят труженики охранных структур, с недавних пор появившиеся в электричках. Они призваны осуществлять защиту контролеров, в большинстве дамского пола, от неуступчивых «зайцев», впадающих в агрессию и не желающих расстаться с кровными двадцатьютридцатью рублями. Почему речь идет о столь скромной сумме? Да потому, что, как ни странно, вежливые поездные контролеры чаще всего не спрашивают, откуда или куда едет безбилетник, а тот так же без ответа платит в лучшем случае проезд за пару зон. Поездные чудеса сердят или веселят (в зависимости от настроения) дисциплинированных пассажиров. Их трезвый разум никак не может понять, почему они оплачивают поездку в полном объеме, а какаянибудь девица с «заглушками» в ушах – 20 процентов стоимости?
Надо отдать должное вежливости сотрудников разъездного контроля (зарплата от 20 тысяч) и сопровождающей охраны. За малым исключением, они не пытаются штрафовать «зайцев», загнанных в тамбуры, и даже делают вид, что их там не существует. При такой лояльности число «зайцев» будет увеличиваться в геометрической прогрессии.
Повторюсь: сильно прогрессирует контрольная и охранительная служба на нашей «железке». В смысле количественного увеличения персонала. Иной раз возле турникетов скучают аж десять человек, и среди них устрашающего вида добрые молодцы в черном.
Турникетных проходов на тверском вокзале два. К сотрудникам, их блюдущим, надо добавить контролеров на платформах (обычно они выстраиваются цепью до семивосьми человек), поездных контролеров и их охранников – в общем, счет идет до доброй сотни. Ясней ясного, что их жалованье зависит и от цены билетов, которая растет как на дрожжах. Такую прорву проверяющих, наверное, не прокормили бы даже «зайцы», вдруг образумившиеся и согласившиеся покупать билеты по цене гражданской совести.
Но парадокс: усиление контроля мало влияет на сознательность граждан, поэтому пригородные перевозки официально, несмотря на декларации ОАО «МТ ППК», признаются убыточными.
Честно: не знаю, как разрулить проблему. Мы платим за все, исключая воздух. А с «зайцами» справиться не можем.
Валерий БУРИЛОВ
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ