«Тверские ведомости» продолжают публикацию серии материалов, посвященных обсуждению возможных изменений в пенсионном законодательстве. Ранее мы уже рассказали об истории возникновения пенсионного обеспечения в России и СССР, сравнили пенсионные системы нашей страны с аналогичными системами других развитых стран. Пришла пора поговорить и о том, откуда вообще берутся пенсии: как, где, из каких источников они формируются. Ведь тонкости этого процесса знает отнюдь не каждый.
Действующая в современной России пенсионная система базируется, в том числе, и на советском опыте финансовой поддержки нетрудоспособных граждан. В течение вот уже восьми с половиной десятилетий остается неизменным возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Хотя продолжительность жизни выросла и составляет (данные 2017 года) у мужчин 67,5, у женщин – 77,4 года.
Максимальная пенсия в 300 рублей в начале 1950-х годов составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 рублей). Несмотря на повышение цен и рост зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Большинство пенсионеров получали 40–60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было затруднительно.
Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году с принятием закона «О государственных пенсиях». Средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности – в полтора раза.
Пропащее время
В 1990-е годы, в условиях нарождающейся рыночной экономики, пенсионная система утратила стабильность. Кризис, закрытие предприятий, работа по серым схемам, низкая платежная дисциплина привели к катастрофическому сокращению пенсионных взносов. Пенсии не выплачивались месяцами, люди нищали, возмущенные пенсионеры митинговали, перекрывали дороги. Необходимо было срочно формировать новую, реально действующую пенсионную систему. Причем нового образца.
Предполагалось, что каждый работающий гражданин должен в какой-то мере сам накапливать себе средства для получения пенсии в будущем. Что его отчисления должны аккумулироваться в пенсионных фондах, запускаться ими в оборот, в том числе и с целью получения дохода, а затем, к моменту достижения плательщиком пенсионного возраста, именно из накопленных таким образом средств и должна выплачиваться пенсия. В принципе, очень упрощенно, такая система действует и сейчас. Но в те «лихие» девяностые она не сработала – в первую очередь за счет всеобщего мошенничества и воровства. Можно вспомнить хотя бы, как массово лопались, исчезали вместе с деньгами вкладчиков всяческие негосударственные пенсионные фонды. Реальный пример подобного в нашем регионе – деятельность негосударственного пенсионного фонда «Содружество» в Твери, завершившаяся уголовным делом.
Нормализовать ситуацию удалось лишь к началу «нулевых» годов, когда не только сложилась, но и начала реально действовать под жестким контролем государства новая пенсионная система. Однако ввиду того что уже произведенные ранее накопления практически испарились, выплата пенсий сейчас осуществляется не только (и не столько) за счет прежних отчислений достигших пенсионного возраста граждан, но и в первую очередь – за счет взносов пенсионеров будущих.
В поисках правильного подхода
Что касается самого назначения пенсий по старости, то сейчас право на их получение предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении» устанавливается социальная пенсия.
До 2002 года, как и в советское время, пенсии носили распределительный характер. С 1 января 2002 года была введена смешанная система, основанная как на распределительном, так и на накопительном принципах. В 2014 году, в связи с экономическим кризисом, накопительные взносы были заморожены и используются на выплату текущих страховых пенсий по старости.
С 2015 года в соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве была введена так называемая балльная система – индивидуальные пенсионные коэффициенты. Стоимость одного балла ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации. Балльная система не очень прозрачна, расчет индивидуальных пенсионных коэффициентов довольно трудно понять рядовому гражданину, поэтому балльная система не всеми одобряется и, по недавнему заявлению вице-премьера Татьяны Голиковой, может быть пересмотрена.
Вдаваясь в детали
Получатели трудовых пенсий по старости – наиболее многочисленная категория пенсионеров. По данным отделения Пенсионного фонда РФ по Тверской области, которые приводит Тверьстат, на конец прошлого года общая численность пенсионеров в регионе составила 426,1 тысячи человек. Из них 367,8 тысячи человек – получатели трудовых пенсий по старости, или 86,3 процента общего количества пенсионеров. Средний размер трудовой пенсии по старости в регионе составил 13256,66 рубля – 105,5 процента средней пенсии по области.
Размер трудовой пенсии по старости индивидуален и зависит от стажа работы застрахованного лица и суммы страховых взносов в Пенсионный фонд, которые за конкретного работника отчисляет работодатель. Источником финансирования пенсий является бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, который формируется из сумм страховых взносов работающих граждан. Таким образом, как и было сказано ранее, пенсионная система России основана на солидарности поколений – нынешние пенсионеры получают пособия по старости из сумм страховых отчислений пенсионеров будущих.
Ставка взносов в Пенсионный фонд РФ составляет 22 процента от дохода работника. Тариф пенсионных отчислений довольно значителен, и далеко не все работодатели исправно платят страховые взносы за своих работников. Вывод этой части потенциальных плательщиков взносов из тени – весомый резерв пополнения пенсионного бюджета.
Достаточная наполняемость бюджета Пенсионного фонда – гарантия своевременных выплат пенсий и роста их размера. Поэтому важно, чтобы обеспечивался необходимый баланс между численностью пенсионеров и количеством плательщиков страховых взносов, только тогда солидарность поколений не будет нарушена. Постепенно этот баланс в нашей стране подходит к критической точке, когда количество пенсионеров (при действующих сроках выхода на заслуженный отдых) может сравняться с численностью уплачивающих страховые пенсионные взносы. Тогда придется замораживать пенсии, отменять ежегодные индексации, что приведет к снижению реальных доходов пенсионеров. Развития ситуации по такому сценарию социальное государство, каковым является Россия, допустить не может.
Николай ЕМЕЛЬЯНОВ