Первое сентября — точка отсчета не только для учеников, но и для учителей. Для некоторых этот день стал началом не просто очередного рабочего года — стартом нового жизненного этапа. Речь сейчас пойдет про педагогов, прибывших в Тверскую область по программе «Земский учитель».
Программа начала работать в этом году по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ее суть такова: победители профессионального конкурса, которые решат переехать в села и малые города России и работать там в течение как минимум пяти лет, получают единовременную выплату в 1 миллион рублей.
Тверская область, разумеется, в стороне от реализации программы не осталась. Более того, приступила к ней одной из первых, уже в январе 2020 года, едва это поручение президента было озвучено. Не случайно губернатор Игорь Руденя не единожды делал акцент: качественное образование во всех школах региона, как городских, так и сельских, привлечение в районы квалифицированных кадров — важное условие для развития территории. В итоге на единовременные выплаты учителям в нашем регионе выделили 11 миллионов рублей: 9,2 миллиона — из федерального бюджета, 1,8 — из областного.
То есть, в школах области ждут 11 педагогов, готовых связать свою жизнь с нашим краем и учить наших детей. Семь уже приехали и провели первые уроки.
Очарована тверской землей
В их числе Людмила Геннадьевна Максимова. Она теперь преподает литературу и русский язык в школе № 5 Вышнего Волочка. А до этого работала в Новосибирске.
— У меня родные в Тверской области. Так что в Верхневолжье я приезжала в отпуск, и каждый раз с большой радостью, — говорит Людмила Геннадьевна. — Я очарована тверской землей, ее природой, ее старинными городками, удивительно атмосферными, где на каждой улице — памятник истории. Уникальный край. Не побоюсь этого слова — сердце русской культуры. Я уже давно подумывала: хорошо бы здесь жить… И когда узнала, что стартовала программа поддержки педагогов, переезжающих в небольшие города, сомнений не осталось. Мне всегда нравился Вышний Волочек — красивый, уютный зеленый городок с богатой историей. И вот я здесь. Моментально «обросла» хорошими знакомыми — люди здесь отзывчивы и приветливы. Перевезла семью. Обнаружила, что организационные вопросы тут решаются быстро — например, с устройством сына в школу проблем не возникло. И «подъемные» наша семья намерена потратить на покупку жилья, мы не прочь «пустить корни» на тверской земле.
Что же касается моих профессиональных целей … У Тверского края такая богатая литературная традиция, с ним связаны имена стольких поэтов и писателей, что преподавать литературу школьникам Верхневолжья особенно интересно. Это можно делать, опираясь на историю их родной земли.
Нашли «своего» учителя
А в средней школе № 11 города Кимры встретили новую учительницу химии. Наталья Александровна Ермакова приехала из Краснодарского края.
— Я искренне рада, что благодаря программе «Земский учитель» этот учебный год мы начали с преподавателем химии, — говорит директор школы Наталья Владимировна Лобазова. — И с каким — Наталья Александровна привезла с собой богатейший опыт. У нее более 30 лет педагогического стажа.
Как рассказывает директор школы, до этого года уроки химии и биологии вел один педагог. Конечно, это очень большая нагрузка. Школа подала заявку на участие в программе, и спустя какое-то время учителя стали откликаться. Звонили несколько человек из разных регионов, интересовались условиями проживания, количеством часов и другими организационными вопросами.
— Это дало возможность убедиться: программа работает и специалисты ею интересуются, рано или поздно найдем и «нашего» учителя. А потом приехала Наталья Александровна. Сразу было видно, что школа ей нравится, — комментирует директор.
Школа покорила
— Да, школа меня покорила, — рассказывает Наталья Ермакова. — Я же подавала заявку на участие в конкурсе в пяти регионах. Выиграла в двух: в Тверской области и Ростовской. Поехала смотреть, что и как. И атмосфера в кимрской школе сразу показалась доброжелательной и творческой. Здесь вовлеченный во все процессы, неравнодушный директор, хороший коллектив, условия работы вполне достойные. И знаете, бывают такие нюансы, по которым понимаешь: к тебе действительно относятся дружески, на тебя рассчитывают. Ищешь, например, квартиру, а тебе подсказывают, какой район комфортнее и откуда удобнее до работы добираться. В общем, я решила ехать именно сюда. И не разочаровалась: уже провела несколько уроков, вижу, что у детей глаза горят. Для меня работа на новом месте — тоже новый опыт, «перезагрузка» своего рода. Согласно контракту, я должна отработать в этой школе пять лет. Но, может быть, так и останусь, если ученикам понравлюсь. А мне Кимры понравились. Вот, вольюсь в учебный процесс, закончу все хлопоты, связанные с переездом, и начну осматривать город и окрестности. Говорят, в Тверской области есть где побродить в выходные.
Конкурс продолжается
Как видим, в тверскую глубинку учителя едут не только за подъемными. Кого-то привлекает богатая история. Кого-то — возможность работать в регионе, где развитие школ — в числе приоритетов.
И кстати, конкурсный отбор еще не закончен. Ведь в рамках программы запланировано заключить одиннадцать договоров, а на сегодняшний день к работе приступили семь педагогов (в Кимрах, Вышнем Волочке, Осташкове, Зубцове, Кашине и Калининском районе). Так что рабочие места и средства на единовременные выплаты еще остались, у учителей есть возможность принять участие в дополнительном конкурсе, об этом недавно объявили на заседании регионального правительства.
Напомним, максимально допустимый возраст для участия в программе — 55 лет. А переезд возможен в населенный пункт, число проживающих в котором не превышает 50 тысяч человек.
Маргарита ВАСИЛЬЕВА