В конце марта 2019 года исполнилось 200 лет со дня рождения одного из самых знаменитых архиереев Тверской епархии XIX века – Саввы (Тихомирова)
Владыка Савва входит в плеяду выдающихся церковных деятелей России синодального периода. Перед его глазами прошли поистине исторические события великих реформ в России, затронувших в том числе и жизнь русской церкви.
Среди его современников многие писали воспоминания – настолько важным казалось в 1880–1890х годах описать произошедшие со страной и с ними перемены. Жизнь того поколения, начинавшаяся в еще почти средневековом окружении, завершалась при господстве телеграфа, электричества, стальных кораблей и железных дорог. Грандиозный общественный слом в стране был очевиден для всех.
Среди корпуса этих воспоминаний «Хроника моей жизни» – один из самых больших текстов. Написан он очень внимательным наблюдателем, пишет иногда мелочно и въедливо, иногда пристрастно, но зато сообщает массу подробностей. Бытовая жизнь России XIX века, которую владыка знал изнутри с самого низа, очень разные епархии, которыми ему довелось управлять, дала архиепископу богатейший жизненный опыт.
Будущий тверской владыка родился 15 (27) марта 1819 года в селе Палехе Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье пономаря Крестовоздвиженской церкви и назван при крещении Иоанном. Отца он не знал – в том же году тот скончался. Все заботы о появившемся на свет долгожданном сыне легли на плечи матери. Детство мальчика прошло в селе Горицы Шуйского уезда, где жили ее родственники. Как у всех таких вдовиц, в крестьянском ли, в духовном ли сословии, неизменной спутницей их была крайняя бедность.
В 1829 году мальчик поступил в духовное училище в Шую. В училище Иоанн получил фамилию своего двоюродного брата – Тихомиров, так как отец его не имел собственной фамилии. Мальчик был прилежным, добросовестным, с хорошими способностями к обучению. Через год после поступления в учение он стал круглым сиротой – мать Стефанида Ивановна скончалась от простуды. Но к тому времени руководство училища выхлопотало ему казенную стипендию, а затем как один из лучших учеников Иоанн поступил во Владимирскую духовную семинарию. Бедность по-прежнему была жестокая, но юноша отличался крепким здоровьем.
«Однажды, – писал владыка Савва, – хотелось мне побывать на празднике Пасхи у сестры, я с некоторыми товарищами пошел пешком. Пасха была ранняя, 26 марта. В полях было множество снега, который начал уже таять по дороге; в долинах, между гор, образовались почти целые реки, обойти их было невозможно, и мы должны были идти в одном месте не менее версты водой выше колен, но, пришедши на ночлег, высушили мокрую обувь и платье и на другой день пошли домой как ни в чем не бывало. Так была крепка еще молодая натура!».
Иоанн женился, принял священнический сан, но семейная жизнь не состоялась. В июле 1844 года у него умер единственный сын, Михаил, а в апреле 1845 года – супруга. Он решил посвятить себя монашеству и ученым занятиям.
«Для чего же Бог вложил в меня такое непреодолимое влечение к занятию книжному? – писал он. – С тех пор как я начал сознавать себя, книги были исключительным предметом моих занятий, а теперь обратились в какую-то необъяснимую потребность».
1 октября 1848 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, молодой священник Иоанн Тихомиров, согласно прошению, был пострижен в монашество с именем Савва, в честь преподобного Саввы Вишерского (кстати, тверского уроженца). В 1850 году иеромонах Савва окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен митрополитом Филаретом (Дроздовым) синодальным ризничим – при одной из богатейших библиотек и собрании древностей Российской империи. Теперь иеромонах Савва большую часть времени посвящает церковной археологии. Он занимается описанием более примечательных предметов ризницы и библиотеки, и в 1855 году составленный им «Указатель для обозрения Московской Синодальной (патриаршей) ризницы» был удостоен престижной Демидовской премии.
Служение в должности ризничего позволило ему познакомиться со многими учеными, как русскими, так и иностранными. Среди них были С.М. Соловьёв, О.М. Бодянский, С.П. Шевырев, Ф.И. Буслаев. 15 мая 1855 года отец Савва был возведен в сан архимандрита – звание, которого не имел ни один из прежде бывших ризничих. По свидетельству архимандрита Леонида (Краснопевкова), архимандрита Савву отличала «готовность всякому служить своими знаниями, своим временем, своими учеными связями, делала библиотеку и ризницу общедоступной сокровищницею старины; а лицо синодального ризничего поставляли в общем мнении так высоко, как оно никогда не возвышалось. И русские не могли довольно похвалиться им, и ученые иностранцы, особенно которые могли говорить с ним по-латыни, делали о нем великолепные отзывы».
18 мая 1859 года архимандрит Савва был назначен ректором Московской духовной семинарии. «Не без смущения и трепета сердечного вступаю в новую должность. Всего более страшит меня мысль, оправдаю ли ту лестную и утешительную для меня доверенность, какую Вы благоволили оказать мне. Свидетельствуюсь моей совестью, что ревность и готовность к полезной деятельности имею; но успеха в делах ожидаю от помощи Божией и от Вашего архипастырского руководства», – писал он митрополиту Филарету.
«Иным казалось, что, уклонившись в специальность археологии, – писал епископ Леонид (Краснопевков), – он не подымет бремени ректорства; оказалось противное. Умом просвещенным, характером открытым и твердым, без жестокости, он совершенно овладел своей должностью. Он был тяжел только для врагов порядка. В семинарии завелись было преподаватели с либеральными тенденциями – он смело ограничил их; был, конечно, непопулярен в семинарии, но поддержал порядок».
21 января 1861 года, согласно ходатайству митрополита Филарета, Святейший Синод назначил архимандрита Савву ректором Московской духовной академии. Это было воспринято академическим сообществом с большим удовольствием, но в итоге служение его на этом посту оказалось недолгим. Ученый монах был на хорошем счету у московского церковного начальства, и 4 ноября 1862 года архимандрит Савва был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии.
17 июня 1866 года владыка Савва получает назначение на самостоятельную епархию: Полоцкую и Витебскую. Служение в Полоцкой епархии было особенно многотрудным для владыки Саввы. Должность была одной из самых трудных в тогдашних условиях. В 1830х годах состоялось официальное воссоединение униатов и православных в Полоцке и Витебске, но этот шаг был обусловлен государственной политикой. Особенно городские приходы, где униатство насаждалось до того два столетия и сопровождалось серьезным ополячиванием, оказали серьезное сопротивление. Сказалось и то, что ученый, прекрасный знаток России, многие годы занимавшийся такой сокровищницей древнерусского искусства, как синодальная ризница, владыка Савва терпеть не мог белорусское барокко, слишком сильно отличавшееся от всего, привычного ему. В Белоруссии многие годы после его перевода, уже в 1900х годах, ему не могли простить насильственной русификации и гонений на местные церковные памятники. И это отношение продолжается, к сожалению, и в наши дни.
Сам Савва этой нелюбви к западному краю не скрывал. В письме к наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву) от 2 апреля 1867 года он писал: «В настоящем, не обинуясь скажу, тягостном моем положении для меня единственным утешением служит воспоминание о дорогой Москве и добрая память Москвы о мне».
7 декабря 1874 года владыка Савва был переведен на Харьковскую епархию, где пробыл пять лет.
23 апреля 1879 года владыка Савва получил назначение на последнюю в жизни кафедру – Тверскую, а 20 апреля 1880 года возведен в сан архиепископа. Здесь он прожил последние годы жизни, здесь и скончался. Наконец он получил великорусскую епархию и с радостью занялся церковно-историческими исследованиями. При его участии работа в Тверской епархии по изучению, описанию, реставрации церковной старины была поставлена на очень высокий уровень. В числе общепризнанных заслуг архиепископа Саввы – организация реставрации древнего храма Архангела Михаила в селе Микулино Городище Старицкого уезда (ныне в Лотошинском районе Московской области), а также издание многочисленных церковно-краеведческих трудов, среди которых «Исторические библиотеки Тверской епархии» (1879) и другие. При его участии многочисленные церковно-краеведческие статьи выходили в «Тверских епархиальных ведомостях», владыка принимал деятельное участие в работе Тверской ученой архивной комиссии, состоя ее почетным председателем.
При этом владыка Савва не забывал о епархии, совершая частые периодические визиты в ее самые отдаленные уголки. Встречали его с нескрываемым восторгом и чрезвычайно любили за простоту, открытость, глубокое понимание жизни простого народа.
13 октября 1896 года окончился земной путь высокопреосвященнейшего Саввы. Похоронен он был в Спасо-Преображенском соборе. Понятно, что вместе с уничтожением древнего соборного храма почти все архиерейские захоронения в нем и рядом с ним погибли. Но одно – и именно этого времени – сохранилось. Достоверно неизвестно пока, кому принадлежит найденное при раскопках собора захоронение архиерея, но не исключено, что как раз владыке Савве. Подождем окончательного заключения специалистов.
Особое место в литературном творчестве высокопреосвященного Саввы занимает, как уже говорилось, «Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского». По сути, это тверское произведение. Свои записи он начал писать в 1876 году и окончил в 1892 году. В последние годы владыка Савва стал терять зрение, и поэтому записи были написаны не собственноручно, а под диктовку. В письме к Ф.И. Буслаеву он писал: «Продолжаю ли я «Хронику своей жизни?» Продолжаю мало-помалу. Но появится ли эта «Хроника» когда-либо в печати – это вопрос будущего. По всей вероятности, мне придется оставить ее в рукописи на память потомству». В этом он ошибся. Издание было осуществлено уже спустя два года после кончины владыки Саввы, в 1898 году, в Сергиевом Посаде, в издательстве А.И. Снегиревой. В предисловии издатели писали:
«Талантливый наблюдатель, высокий художник слова, православный богослов и в то же время благодушный и спокойный человек, он в своей «Хронике» обнимает историю большей половины истекающего столетия и освещает ее тем правильным и ясным светом, который может исходить из сердца лишь истинного христианина».
Павел ИВАНОВ