День народного единства – праздник молодой, в нашей стране он отмечается с 2005 года. Тем не менее события Смутного времени напрямую затронули и Тверскую землю. Верхневолжье, находящееся на перекрестке важных водных и сухопутных путей и потому имевшее особое стратегическое значение, сильно пострадало во время событий начала XVII в. Многие города региона были захвачены и разорены сторонниками Лжедмитрия и интервентами.
За долгие годы Смуты особенно пострадали те тверские земли (ржевские, зубцовские, старицкие), которые располагались на правом, южном, берегу Волги. Во владениях Троице-Сергиева монастыря в Захожском стане Тверского уезда осталось 36 жилых селений (при 478 пустошах). В Суземском стане Старицкого уезда во владениях Тверского Фёдоровского монастыря обрабатывалось 7 четвертей пашни, а 552 четверти поросли лесом. В писцовой книге Потапа Нарбекова указывается, что в Твери в 1626 г. осталось всего 150 мужчин, способных выполнять государственные повинности, остальные не могли «нести тягло»; 772 посадских места пустовали. Торопчане в челобитной царю Михаилу Федоровичу в 1626 г. писали: «…город Торопец погорелый, порубежный и беспромышленный, пустой».
Для возрождения края требовались дополнительные силы. После знаменитого «осадного сидения», когда в 1618 году поляки снова пытались взять Кремль, царь Михаил Федорович выделял героям, отличившимся во время этой осады, земли и вотчины в вечное пользование, прежде всего – на территориях, особенно пострадавших во время Смуты. Таким образом были основаны многие тверские дворянские роды, получившие земельные наделы на территории нынешней Тверской области.
Калязин
Самый известный памятник, напоминающий о временах Смуты, находится в Калязине — близ Калязина летом 1609 года решалась судьба Москвы. В это время Скопин-Шуйский вместе со своей армией спустился левым берегом Волги до Калязинского Макарьева монастыря, где ратники и местные жители построили укрепления при впадении в Волгу реки Жабни. Скопин-Шуйский ожидал наступления врага именно здесь и не ошибся. Под Калязином решалось, получит ли столица долгожданную помощь, или же поляки, разбив русские войска, принудят московское правительство сдаться. Перед этим Скопин-Шуйский фактически спас Тверь от разграбления, не дав шведским наемникам разграбить город. В сочинении тверского историка Диомида Ивановича Карманова «Исторические известия Тверского княжества», опубликованном в 1775 году, читаем:
«…В 1609 году, после Петрова дня, идущим из Нова-города боярином и воеводою князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским с набранным им российским и вспомогательным шведским войском, Тверь атакована и, по великом на вылазке с поляками бою, в коем поляки побеждены, взята… Немцы (т.е., иноземцы) хотели приступать (т.е., пограбить) город, но князь Михайло Васильевич пожалел людей и не повелел им приступать к городу, а сам пошел на Городню, а немецкие люди, осердясь, поворотили назад и пошли к Нову-Городу, однако были через посланных уговорены и воротились к князю, с коим совокупно пошли к Колязину и прочая».

18 августа в четвертом часу утра на Жабне начался жестокий бой между войсками поляков и объединенным русско-шведским корпусом. Авраамий Палицын писал о битве на Жабне:
«…бысть сеча зла, и сечахуся на многих местех… через весь день». Поляки были разгромлены. 28 октября Скопин-Шуйский разбил гетмана Сапегу в битве на Каринском поле под Александровской слободой. Очень быстро Михаил Скопин-Шуйский освободил от войск Лжедмитрия II весь северо-запад и центр России. В марте 1610 года им была освобождена Москва. Люди при виде князя Михаила падали на колени и благодарили за «очищение Московского государства».
Городня
В Тверской области есть еще один памятный знак, напоминающий о тех событиях. Возле здания православной гимназии в селе Городня Конаковского муниципального округа установлен небольшой камень, надпись на котором гласит: «Сей камень установлен в память о пребывании в сёлах Городне и Видогощь войск князя М.В. Скопина-Шуйского в июле 1609 года после разгрома отрядов Лжедмитрия II в битве за Тверь». Считается, что именно здесь отряды Скопина-Шуйского преследовали поляков, и близ Городни (древнем Вертязине) произошла одна из стычек с врагом за переправу через Волгу. После боя за переправу русский полководец, названный Н.М. Карамзиным «гением Отечества», решил дать отдых войску. Скопин-Шуйский разослал гонцов по всем соседним городам, призывая прислать ему дополнительные отряды, а также денежные средства. Одновременно он послал за благословением к Ростовскому чудотворцу Иринарху. Иринарх благословил его просфорой, крестом и наказал: «Дерзай, и Бог поможет тебе!»
Торопец
Еще об одной битве Смутного времени напоминает памятный знак, установленный в 2009 году у обочины старого Торопецкого тракта, именовавшегося в те годы Большой Московской дорогой. На огромном валуне укреплена табличка с надписью: «Здесь, у села Каменка, 15 мая 1609 года русские войска одержали первую победу над интервентами в «Смутное время», положив начало освобождению России». Новгородский воевода Чеглаков в битве при Каменке разбил большой отряд польских интервентов. Организаторами установки знака выступили Ассоциация тверских землячеств и Общественная палата Тверской области.

Зубцов
История города Зубцова связана с именем одного из главных героев Смуты – знаменитого Ивана Болотникова, создавшего крестьянскую армию для похода на Москву (его же историки считают организатором первого народного выступления против бояр) – считается, что он родился в деревне Болотово Зубцовского уезда. В детстве попал в плен к татарам, был продан туркам, после освобождения попал в Венецию. Через Польшу вернулся в Россию, стал донским казаком. Принял пост большого воеводы (главнокомандующего) повстанческой армии и двинулся на Москву. Его войско насчитывало 12 тыс. человек. В августе 1606 г. Иван Болотников нанес несколько поражений царским войскам. На стороне восставших было более 700 городов с приписанными к ним сельскими территориями. Осада Москвы длилась до 12 декабря 1606 г., после чего Болотников вступил в переговоры с царскими воеводами. Царь передал Болотникову обещание помиловать крестьянского вождя, и 10 октября 1607 г. Болотников произнес клятву на верность царю. Однако царь нарушил свое обещание и казнил Ивана Болотникова и других предводителей мятежа.
Кашин
Наконец, самый необычный памятник, напоминающий о Смутном времени, находится в Кашине. В маленький город Кашин до сих пор периодически приезжают шведские дипломаты и историки (в последний раз такой визит состоялся в сентябре 2017 года, когда Кашин посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеции в РФ Петер Эриксон).
Зачем в Кашин приезжают шведские политики и историки? Чтобы отдать дань уважения человеку, который имел все шансы стать русским царем после Бориса Годунова! Звали его Густав Эриксон Ваза, он был сыном шведского короля Эрика. В 1599 году, когда в России правил Борис Годунов, «шведский королевич» приехал в Москву. Годунов вынашивал планы женить свою дочь Ксению на наследнике шведского трона, после чего Густав Ваза мог претендовать и на шведский престол, а главное – стать легитимным правителем охваченной Смутой страны. Густав Ваза приехал в Москву на своеобразные смотрины, но потом что-то пошло не так: шведский принц наотрез отказался принимать православие, что являлось главным условием для заключения династического брака. После чего шведского принца арестовали и содержали как пленника – сначала в Угличе, потом перевезли в Ярославль, а после еще дальше, в маленький город Кашин, где ему суждено было провести остаток дней в стенах монастыря Димитрия Солунского. Там, в забвении и опале, шведский королевич и скончался в возрасте 38 лет, и был похоронен «в великой бедности, за городом, в прекрасной березовой роще, которую жители Кашина использовали для гуляния».

Он оказался единственным представителем шведской королевской фамилии, похороненным в тверской земле, поэтому в Кашин периодически приезжают шведские дипломаты и политики. А Смута началась как раз после того, как Густав Ваза отказался становиться наследником российского трона, и когда умер Борис Годунов, у него не оказалось преемника…