Проблемы оказания платных медицинских услуг в Тверской области обсуждены на постоянно действующем совещании руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров и услуг.
Отмечалось, что в 2010 году учреждениями здравоохранения Тверской области от оказания платных медицинских услуг было получено 553,1 миллиона рублей, что составляет более 400 тысяч рублей на каждого жителя. Сумма весьма внушительная, если иметь в виду, что для многих семей это равно годовому доходу. И в то же время наблюдается рост обращений граждан в контролирующие органы с жалобами на качество этих услуг. При этом статистика свидетельствует, что рост цен на медицинские услуги значительно опережает их рост на товары и услуги в целом.
– За первое полугодие 2011 года в аппарат Уполномоченного по правам человека в Тверской области поступило 15 обращений граждан по вопросам качества медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения Тверской области, из них большинство от жителей Твери, – сообщила главный консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Тверской области Елена Колтунова. – В частности, это обращения о низком качестве услуг, оказываемых в детской поликлинике № 2, поликлинике № 8, перинатальном центре родильного дома № 4 Твери. Так, одна из обратившихся сообщила, что ей отказали в проведении бесплатной допплерометрии в определенный срок беременности. В перинатальном центре предложили данную услугу на платной основе. Нарушается соотношение количества оказываемых платных и бесплатных медицинских услуг в медицинских учреждениях области. Так, ожидание (очередь) получения бесплатных диагностических услуг может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев, тогда как в этих же учреждениях здравоохранения, этими же специалистами, на этом же оборудовании возможно проведение диагностики за плату. Это говорит о том, что для оказания платных медицинских услуг используются лучшее оборудование и лучшие специалисты, появляются возможности для злоупотреблений, искусственно создаются очереди для желающих получить медицинскую помощь в рамках госгарантий.
Порядок организации платных медицинских услуг на территории Тверской области давно принят. Необходимо жестко следить за его исполнением. И здесь, в первую очередь, ответственны органы управления здравоохранением. Платные медуслуги можно вывести в отдельные кабинеты, палаты, отделения, на другие площадки, не допуская ущемления прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования.
Участники совещания пришли к выводу, что в практику работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения необходимо внедрить единообразно оформленные договоры об оказании платных медицинских услуг, не содержащие условий, ущемляющих права потребителя. Следует принять меры, организационно закрепляющие законодательно установленные требования к организации платных медуслуг, предотвращающие возможность подмены платными услугами исполнение медуслуг, закрепленных программой госгарантий. Перед оказанием услуг в обязательном порядке доводить до пациента информацию о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих медицинские услуги. Разработать порядок возмещения затрат, связанных с эксплуатацией оборудования, приобретенного за счет средств бюджетов различных уровней, используемого при оказании платных медицинских услуг. Без увеличения стоимости данных услуг. Запретить эксплуатацию оборудования лечебных учреждений, полученного по национальному проекту «Здоровье», при организации платных медуслуг.
Департаменту здравоохранения Твери, органам местного самоуправления Тверской области принять соответствующие организационные меры, в том числе по корректировке графиков работы муниципальных лечебнопрофилактических учреждений в интересах пациентов, для чего провести необходимые социологические опросы.
Надежда НЕСТЕРОВА