Люди падки на сенсации. Поэтому, когда в середине сентября социальные сети запестрели сообщениями о том, что якобы в селе Колталово представители чеченской диаспоры угрожают расправой местному священнику Фёдору Грибову, мы посчитали нужным лично съездить на место событий, чтобы прояснить ситуацию наверняка.
И прояснили. Забегая вперед, скажу, что «любители жареного» исказили истину с точностью едва ли не до наоборот. Побывав на сходе жителей села, пообщавшись с руководством, журналисты сделали однозначный вывод о том, что никакими межнациональными распрями в Колталове и не пахнет. И не пахло никогда. А вот роль отца Фёдора во всем произошедшем весьма неоднозначна, и «жертвой» он заведомо не является.
Чтобы понять суть происходящего, нужно вернуться в 1990е годы, когда здешний участковый Фёдор Михайлович Грибов вместе с добровольными помощниками собственноручно построил в Колталове церковь. Такую инициативу он проявил после того, как исцелился от тяжелой болезни его сын. А в декабре 1999 года Фёдор Михайлович был сам рукоположен в сан священника.
Но с некоторых пор в его отношениях с односельчанами наступил разлад. Пять лет назад широкую огласку приобрела история, когда один из сыновей священника без спроса взял из дома деньги, предназначенные на дальнейшее строительство, и, что называется, принялся «кутить». У одного из сельских ребят за тысячу рублей попросит на мопеде покататься, у другого – на компьютерной приставке поиграть. Узнавший об этом отец Фёдор пошел по селу собирать деньги назад, применяя не слишком дипломатичные методы. Рукоприкладство батюшки не прибавило ему симпатий паствы – о той истории из телепередачи «Пусть говорят» узнала вся страна.
Примерно в те же годы чеченец Аслан Мазуев поставил в Колталове пилораму. Для жителей села он быстро стал своим – те отзываются о нем с симпатией, об этом же свидетельствуют и благодарственные письма от имени местной администрации. Помогал Мазуев в том числе и отцу Фёдору – стройматериалами для храма и для дома священника. До поры до времени. А вот когда Грибову выделили три участка под частную застройку, под коттеджи для сыновей, Аслан ему отказал. По всей видимости, именно это и сподвигло священника (именно его, а не чеченца Мазуева) на конфликт.
В ночь на 15 сентября в церкви зазвонил колокол. Подумав, что пожар, к храму стали собираться жители. Однако у церкви они увидели вооруженных людей, в том числе и отца Фёдора, призывающего вооружаться и бить выходцев с Кавказа. А вот никаких чеченцев, по словам местных жителей, ночью у церкви не было. Да нет и по сей день, хотя на заборе дома Грибова красуется выполненная непростым шрифтом надпись «Кондопога14».
В общем, «межнациональный конфликт» обернулся на поверку банальной, замешанной на деньгах, историей, в которой роль священника выглядит очень неприглядно. Собственно, неприглядно выглядело и его поведение в последние годы, изза чего, в частности, храм стал терять прихожан – те предпочитали обращаться со своими нуждами в иные церкви, только не в «свою». Но до поры до времени этот конфликт оставался как бы сугубо внутренним делом колталовцев. До середины сентября.
Сейчас, когда ситуация прояснилась, сделаны и первые выводы. Отец Фёдор временно отстранен от богослужений – их проводит иеромонах Дионисий. Разбираются в конфликте компетентные органы, вопрос взят на контроль и областным Правительством. В Колталове наступило спокойствие. Очень хочется, чтобы оно стало постоянным.
Алёна ИВАНОВА
Фото автора