В XIX веке городское сообщество Твери отличали, например, скромность, непоказное благочестие, целомудрие в нравах
Всякий раз, когда наступает день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского – 5 декабря, мне хочется еще и еще раз сказать, как Твери повезло, что мы имеем такого святого.
Многие города имеют святых князей-покровителей. Иногда это исторические персонажи, прославившиеся только самим фактом своего существования. Иногда с их именами связаны какие-то значимые постройки (например, храмы или монастыри), сохранившиеся до наших дней. Иногда народная легенда совершенно видоизменяет реальную биография человека, превращая князя в персонажа городского романа или волшебной сказки. Тогда историки ломают голову в тщетной попытке не просто узнать что-то о реальных чертах этого святого, но хотя бы даже определить, а когда он вообще жил.
В случае с Михаилом Тверским и его супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской мы имеем достаточно редкий противоположный пример. Во-первых, свидетельств о них, прямых и косвенных, сохранилось по средневековым русским меркам много. Житие князя – достоверный и надежный источник, написанный сразу после его кончины. Во-вторых, мы хорошо понимаем контекст, когда создавалось житие Михаила Ярославича, можем выделить то, что летописцы привносили от себя, видим события с разных сторон – не только с тверской. Несмотря на то, что за пределами Тверской земли, в Новгороде или в Москве, Михаил Тверской был не особенно популярен (и это нормально, святых из чужих земель крайне редко почитали в средние века), факт его личного мужества и высоких рыцарских качеств признавали и его враги. Князь был не всегда умелый политик, ему часто не везло в «большой игре». Но то, что перед лицом смерти он не бежал и не скрывался за чужими спинами, – безусловный факт. Поэтому считать его «еще одним политическим неудачником» или «обычным средневековым князем, не лучше и не хуже других», что, к сожалению, позволяют себе некоторые, и даже, увы, тверские, историки, – бессовестно и противно. Бог им судья.
Твери не надо выдумывать себе золотой век и сказку о том, какие были раньше хорошие правители. Таковые у Твери действительно были – не только Михаил Ярославич, хотя он в первую очередь. Разумеется, среди потомков Михаила Тверского были разные люди, не все они были достойными наследниками святого князя, хотя известная «породистость» в тверских князьях проявлялась до самого конца. Само обстоятельство, что у истоков тверской династии был святой муж, сделало Тверь и ее государство несколько особым в масштабах России. Это наложило особый отпечаток на тверскую аристократию. Существовал своеобразный «знак качества», долго выделявший всю тверскую знать, даже оказавшуюся уже на московской службе. Да и среди посадского населения мы встречаем такие черты, как наследственная верность своей земле, своим князьям, готовность к подвигу ради них. Сейчас мало знают, что еще в XIX веке городское сообщество Твери отличали, например, скромность, непоказное благочестие, целомудрие в нравах и – верность тем правителям, которые в Тверь назначались.
Конечно, мы живем уже не в средние века, более того, наше общество далеко от традиционного. Нам сложно понять то семейное восприятие государства, которое было характерно для наших предков. Нам уже вряд ли понять, как святой князь воспринимался в качестве личного святого предка и заступника едва ли не для всего сознательного населения Тверского княжества, от крестьян до вельмож.
Но от изменения нашего отношения к Михаилу Тверскому это положение по факту не меняется.
Самим фактом существования Михаила Тверского мы, тверские жители, призваны быть достойными его. Это тяжелое бремя. Но оно выпадает далеко не всем, и оно уже поэтому – почетно.
Надо бы нам об этом помнить.
Павел ИВАНОВ