Скоро День народного единства. Но что именно нас объединяет? Цели и память, имена, символы и образы, которые отзываются в каждом русском сердце.
Лик Казанской Божией Матери — одна из таких святынь. Эту икону особенно почитают на Руси. Небесная защитница Русской Земли, символ победы над смутой и единения народа. Согласно преданию, чудодейственный образ сопровождал войско Дмитрия Пожарского в 1612 году. Ополченцы молились Заступнице накануне каждого боя, так Казанская икона стала в глазах людей залогом победы над интервентами. Не случайно праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства отмечаются вместе.
Много русских храмов носит это имя. Церкви Казанской иконы Божией Матери украшают и Верхневолжье. Так пройдемся по самым удивительным из этих мест силы.
Арпачево. Несущая свет
В Верхневолжье есть своя «падающая башня». Это одно из самых необычных творений Николая Львова, колокольня Казанского храма в Арпачево (Торжокский район). Сама церковь – «младшая сестра» собора в Борисоглебском монастыре, в композиции двух памятников культуры явно угадываются общие черты. А рядом – совершенно невероятная колокольня: миф, античность, динамика ветров и бурь. Над деревенским пейзажем слегка склоняется ( зрительное впечатление именно такое) стройная башня — с высокими арками, с восьмигранным «фонариком», венчающим постройку. В круглых оконных проёмах – свет, словно посреди русского поля вырос маяк. А, это отблески солнца над колокольней.
По легенде, создавая этот шедевр, Николай Львов действительно был вдохновлен образом одного из античных чудес света — Александрийского маяка. Какое послание зашифровал в этом творении великий архитектор? Хотел ли он сказать, что гармония — вне времени, и ее законы пройдут сквозь века, от античности через традиции палладианства и до наших дней? Или колокольня-маяк — символ света, указатель пути, олицетворение нравственных ориентиров, которые дает нам вера? Краеведы считают, что обе версии имеют право на существование.
Сам храм на сегодняшний день приведен в порядок, благодаря подвижникам-меценатам и неравнодушным прихожанам. А вот уникальная колокольня нуждается в спасении.
Рашкино. Сердце добровольчества.
Под Торжком есть еще одна церковь, построенная в честь Казанской иконы Божией Матери, в селе Рашкино. Когда-то здесь стояла деревянная Знаменская церковь, а в 1806 году началось строительство каменного храма. Основные работы завершили приблизительно в 1817 году или немного позже — именно этим годом датируется прошение местной помещицы, Надежды Загряжской о разрешении сделать кровлю на церкви. Однако благоустройство и украшение храма продолжалось вплоть до конца 19 века: были возведены верхние ярусы колокольни, сооружена каменная ограда со святыми вратами, устроены иконостасы в центральном приделе и трапезной части храма.
После революции все это благолепие пришло в упадок. Но церковь по-прежнему питала жителей и сберегала всходы, только теперь уже не духовные, а земные. В здании храма обустроили хранилище зерна…
К девяностым годам прошлого века Казанская церковь была порядком разрушена. Утрачены кресты и иконы, обвалилась крыша в трапезной, даже половина ограды и святые врата были снесены при расширении автомобильной дороги.
Но за восстановление храма взялись всем миром. И этот огромный труд сотен, даже тысяч людей, оказался плодотворным. Сегодня церковь Казанской иконы Божией матери в селе Рашкино — исток добровольческих начинаний, центр единения неравнодушных. Отсюда берет духовное начало работа благотворительного фонда «Святыни нашей Родины». Силами прихожан и их единомышленников реализуются такие проекты, как возрождение Богоявленского храма в селе Яконово , величественной Преображенской церкви в Сукромле, храмов Александра Невского и Петра и Павла в Переслегино (еще одна львовская жемчужина) и других памятников русской духовной культуры, которые мы еще можем сохранить для потомков
Медное. Доминанта села.
Церковь на высоком берегу Тверцы притягивает взгляды. Это здание в стиле барокко, бесспорно, архитектурная доминанта села Медное.
Самое раннее письменное упоминание о медновском храме относится к 1594 году. Согласно писцовым книгам, тогда здесь стояла деревянная церковь Николая Чудотворца.
В 18 веке ее уничтожил пожар. На место сгоревшего храма была пока что перевезена «… праздностоящая в городе Торжке в Благовещенском приходе церковь…, весьма малая и ветхая». А в 1761 году на пожертвования добрых людей начали строительство каменного храма, крытого медными листами. Эта церковь стала первым кирпичным зданием в селе. Ее благоустройство продолжалось и в 19 веке с привлечением лучших тверских зодчих. Над проектом третьего яруса колокольни работал губернский архитектор Андрей Трофимов, а над проектом трапезной — Иван Львов.
В 1930-е годы колокольню Казанской церкви пытались взорвать. Не получилось. Тогда было принято решение разобрать ее. Кирпич пустили на жилые постройки, а в самом храме открыли клуб.
1941 год. Медное — на рубеже обороны Калинина. В течение трёх дней, с 17 по 20 октября 1941 года, здесь велись кровопролитные бои. Здесь стояли насмерть: в районе Медное советские войска остановили передовые части вермахта, которые планировали прорыв к Торжку. Здесь спасали раненых: в селе и окрестностях располагались несколько госпиталей.
А храм выстоял. И небесная заступница снова стала защитой и поддержкой для тех кто в ней особенно нуждался. В здании Казанской церкви села Медное разместили женщин и детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.
Тверь и Торопец. Начало возрождения.
Казанская церковь Торопца непохожа на одноименные храмы в других городах. Вместо привычной для Верхневолжья архитектурной композиции (четверик на восьмерике)— два столпа, монолитность и устойчивость, строгие линии правильного квадрата. Это если смотреть на храм снаружи. А внутри —ступенчатые лёгкие арки, воздух и высота!
Торопчане называют эту церковь родоначальницей возрождения духовной жизни города. Точкой отсчета считается 1992 год, когда в Казанской церкви возобновились богослужения. Хотя, если быть точными, это была вторая церковь в Торопце, открывшая свои двери для прихожан.
А первым оставался храм Всех Святых, выдержавший все бури двадцатого века. Службы в нем не прекращались и в годы советской власти. Он был тогда единственной действующей церковью на всем западе региона, от Торопца до Андреаполя и Белого. Зато Казанская стала первой из возрожденных. Именно с нее началась огромная работа по восстановлению легендарных храмов древнего города.
И удивительное совпадение: возрождение духовной жизни Твери также началось с Казанского храма. С того самого, что во Власьево. Этот федеральный памятник культуры датируется второй половиной 18 века. Первое богослужение в областном центре после семидесятилетнего перерыва прошло именно здесь, в 1989 году.
