А еще у Шекспира есть примечательная фраза, вложенная в уста шута: «Отходи в сторону, когда с горы катится большое колесо, чтобы оно не сломало тебе шею». Также и премьера «Отцов и детей» бодро вкатилась на сцену Тверского театра драмы на велосипеде.
Все перечисленные фразы вполне подходят для раскрытия концепции произведения. Герои попеременно в разных эпизодах ездят по сцене и по проходам на двухколесных «железных конях». Это придает действию динамизм, не дает ему увязнуть в диалогах.
Идея, которую обозначает главный герой, доктор медицинских наук Евгений Базаров, революционна для своего времени. «Ничего не принимать на веру и все подвергать критике» для Российской империи второй половины XIX века действительно звучит как призыв к смене умонастроений.
И, наконец, фигура центрального персонажа взаправду несется, как колесо, опережая свое время, сметая все на своем пути. Есть ли продуманная траектория у этого «опознанного летящего объекта»? Пока, как подметил сам Евгений Васильевич, такие, как он, лишь «расчищают место».
Действие происходит в 1859 году. Велосипеды стали приобретать очертания, которые нам знакомы, лишь спустя четверть века. Но это – художественная условность. Как и костюмы студиозусов Евгения и Аркадия, экстравагантно, вполне по-современному выглядящие.
Нигилист всея Руси ходит в мантии, напоминающей сутану, за спиной – рюкзак, будто взятый из «винтажной коллекции» максимум позапрошлого года. Все одеяние черное. Темные волосы острижены под каре. На Кирсанове легкая серая мантия, схожий по модели с базаровским ранец.
Более традиционно выглядят «отцы». Да и их суждения, соответственно, кардинально отличаются от мнений «детей». Базаров приезжает в гости к своему товарищу Кирсанову. И вот во время одного из обедов вспыхивает спор. По одну сторону барьера Павел Петрович (Андрей Журавлёв), дядя Аркадия (плюс отец Николай Петрович), по другую – Евгений Базаров (плюс Аркадий). Восприятие мира через призму аристократизма и помещичества против жажды жить по-новому, доверять не титулам, званиям и словам, а делу.
Но не все так однозначно. Во-первых, не стоит рассматривать постановку с политической (или только лишь с такой) точки зрения. Ведь, в общем-то, «отрицание всего» – это, скорее, образ мысли и модель повседневного поведения. Метод, а не самоцель. Во-вторых, для того времени идеи были столь новаторские, что не нашли отражения в «реальной» политике.
Тарас Кузьмин очень четко уловил интонацию «отрицателя». Каждую минуту проживания на сцене он готов отстаивать «новый взгляд на вещи». Но только получается, что по большей части это – бытовые споры со старшими или намеренное бегство в свой мир от серьезных вопросов.
Стоит отметить, что, прямо следуя названию, складывается «тандем» отцов и детей и в труппе. На сцене появляется сын Тараса Кузьмина – Лев в роли Базарова в детстве.
Сергей Бескакотов просто пышет энергией! Его Аркадий – это неунывающий «юноша бледный со взором горящим». Видно, что он многое перенял у старшего товарища, но все это наносное. И если даже у Базарова это кажется скорее позой, то у Кирсанова и подавно. Герой и курит украдкой, и встает на защиту нигилизма с опаской, и спорит с другом, опираясь хоть на какие-то, условно говоря, незыблемые истины.
Самой пронзительной оказывается сцена, когда после трех лет вынужденного отсутствия «Енюша» Базаров через три дня уезжает от родителей. Вячеслав Грибков, играющий Базарова-старшего, всего лишь прячет лицо в шляпу, скрывая слезы, а у зрителей уже сердце кровью обливается. И все это происходит на черном фоне, когда луч света выхватывает то спешащих кудато на велосипедах, то рассуждающих за вечерним чаем, то говорящих о любви, когда сон переплетается с явью.
В целом в действе есть элемент притчевости. Евгений Базаров спускается с университетских вершин, где он выстроил стройную систему «полного и беспощадного отрицания». И этот принцип ждут испытания «в миру», в уездном городе N. И чувствами, и религией, и даже схваткой. В определенный момент корабль дает течь.
Все начиналось и заканчивается проездкой, круг замкнулся. Мир колесом крутится дальше. Базаров палкой выпадает из него.
Степан КАМЕНЕВ
фото: сайт Тверского драмтеатра