В Сети очередной фейк – якобы из пакета поправок в последний момент убрали ту, которая запрещает двойное гражданство для тех, кто состоит на госслужбе. Речь идет о дополнительных пунктах к статье 71, где определяются предметы ведения Российской Федерации, и в ней, в частности, говорится: «установление ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».
Не беспокойтесь – эту поправку не убрали, и люди, которые пишут о том, что ее изъяли, пытаются выдать желаемое за действительное. Это чрезвычайно важная поправка, поскольку она вводит ключевой критерий для тех, кто станет делать карьеру на госслужбе: никакого двойного гражданства, никаких видов на жительство, никаких счетов за границей. Нас ожидает серьезная перезагрузка кадровой службы, потому что после того как эту поправку примут, какое-то количество людей, работающих в органах власти, встанет перед выбором – либо расстаться с видом на жительство какой-нибудь другой страны, либо уйти в отставку.
Зачем нужна такая поправка? Как и многие другие поправки, она устраняет один из серьезных пережитков 90-х. Тогда, если помните, много говорили о том, что «у профессионала нет Отечества». Профессиональный юрист может успешно работать в любой стране. Профессиональный управленец, реализовав один проект, может получить приглашение на новый проект в другом полушарии. И этим активно пользовались, например, российские компании, «перекупая» и приглашая специалистов в сферах, где отечественных спецов просто не было. Это нормальная практика в корпоративной сфере: открываешь, например, новое направление, ищи, кто поможет его поднять.
Но государственная служба – это все-таки нечто другое. Слово «служба» предполагает, что человек приходит не зарабатывать себе деньги на пенсию, а нести службу, выполнять полезную работу на благо всего общества. Тем более если речь идет о чиновниках высокого ранга, от решений которых зависит жизнь и благополучие жителей целого региона. Тем более если чиновник по служебной необходимости имеет дело с государственными секретами. Все помнят секретаря Совбеза Березовского, имевшего израильский вид на жительство.
Подобная ситуация чаще всего приводит к тому, что второе гражданство чиновник воспринимает как «запасной аэродром», как возможность в случае чего «свалить» в другую страну – со всеми наработками, идеями и информацией, которые он собрал за годы госслужбы в России. И работает он не на нашу страну, а на другую, где заодно хранятся и его денежки, и думает он чаще не об интересах службы, а о собственных интересах. В сущности, отсутствие запрета на двойное гражданство для чиновников оставалось одной из самых болезненных «дыр» в отечественном законодательстве. Принимать запреты на уровне ведомств бесполезно – чиновники всегда найдут возможность их обойти. А вот запрет, который вносится в Конституцию РФ, обойти невозможно.
Запрет на двойное гражданство и зарубежные счета не противоречит мировой практике госслужбы: трудно представить себе министров какой-нибудь западной страны, имеющих такой же «запасной аэродром». Введение такого запрета позволит сильно прошерстить государственных чиновников и снизить коррупционную привлекательность госслужбы. И следите за отставками после того, как эта поправка начнет действовать: немало чиновников слетит с теплых местечек.
Владислав Толстов