Дорожный граммофон, исторические костюмы, уникальные свидетельства возникновения тверской железной дороги: гости императорской экскурсии погрузились в атмосферу 1900-х годов
Для многих жителей города вокзал – это самое обыкновенное место прибытия и отправки поездов. Однако Тверской железнодорожный вокзал таит много секретов, скрытых от глаз пассажиров.
Завеса тайны в минувшую субботу была приоткрыта на экскурсии «Императорский вокзал». Ее участники не только узнали историю Николаевской железной дороги, но и смогли заглянуть в императорские комнаты.
Началась экскурсия с Музея тверских железнодорожников. Его экспозиция рассказывает о возникновении в городе транспортного узла в 1809 году, строительстве и работе Николаевской железной дороги с 1837 года и до наших дней. Каждый гость найдет в ней чтото интересное для себя. Здесь есть огромный макет станции, заграничные рельсы прошлого века, кусок блокадного хлеба и другие свидетельства былых времен, которые показывают нам историю не только железной дороги, но и страны в целом.
Железнодорожный комплекс в Твери был построен по типовому проекту станции первого (высшего) класса Николаевской железной дороги и состоит из 5 зданий: сам вокзал, вагонный сарай, паровозное депо, водоемное здание и контора службы тяги. Со временем некоторые здания приобрели другое предназначение, подругому стали называться, но главное – они сохранились. На других подобных станциях – в городе Бологое и Малой Вишере – многие постройки разрушены.
Кроме того, на Тверском железнодорожном вокзале сохранились так называемые императорские комнаты «старого» Николаевского вокзала. Здесь останавливались царские особы по пути в императорский дворец или во время дозаправки паровоза водой и дровами. В разные годы в этих стенах бывали Александр III, Николай II, члены императорской семьи. Со временем во многих вокзалах этого направления проводился капитальный ремонт с перепланировкой, в Твери же помещения не перестраивали, а лишь адаптировали под нужды станции.
Сегодня царские покои отреставрированы, их облик восстановлен по архивным документам, зарисовкам, чертежам и сохранившимся фотографиям. Интерьеры максимально приближены к утраченному оригиналу, вплоть до зеленых с золоченым рисунком обоев на стенах и фигурного дубового паркета. Камины с мраморной облицовкой, портреты императоров, редкие фотографии – здесь есть на что посмотреть даже опытному туристу.
Гостей экскурсии встречали служащие вокзала в уникальных исторических костюмах: начальника станции 1895 года, служащей телеграфа 1904 года, дамы в дорожном платье начала прошлого века и др. С огромным интересом участники экскурсии пытались вместе «завести» дорожный граммофон и с удовольствием пробовали «императорский» кофе.
«Мой прадедушка был начальником железнодорожного депо станции Иннокентьевская по линии железной дороги до Байкала. Когда он путешествовал с семьей, ему выделялся отдельный вагон. У нас есть его фотография, многое об истории железной дороги я помню из детства. Но здесь узнала столько новых деталей! – поделилась с нами впечатлениями тверитянка Татьяна Бобышева. – Экскурсоводы с таким куражом подают всякие исторические факты – можно только восхищаться! Я уже составляю список друзей, с кем я пришла бы сюда еще раз».
Ирина ТЮРИНА
Фото Кристины БЕЛЯКОВОЙ