Волжский крестный ход в двадцатый раз прошел по территории Тверской области
В минувшие выходные завершилось одно из главных церковных событий года – Большой Волжский крестный ход.
Крестный ход начался от истока Волги еще 2 июня. В нынешнем году он прошел по территории двадцати четырех муниципалитетов. По обычаю, для этого мероприятия заранее выбираются святыни – иконы и частицы мощей – в соответствии со значимыми юбилеями и памятными датами.
Этот крестный ход был посвящен трем памятным датам: 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской и 100летию со дня мученической кончины царственных страстотерпцев.
Маршрут XX Волжского крестного хода прошел по территориям Осташковского, Селижаровского, Пеновского, Андреапольского, Торопецкого, Западнодвинского, Жарковского, Нелидовского, Бельского, Оленинского, Торжокского, Кувшиновского, Ржевского, Зубцовского, Бежецкого, Максатихинского, Удомельского, Калининского, Конаковского, Кимрского, Кашинского, Калязинского районов, городов Твери и Старицы.
Заключительные мероприятия крестного хода состоялись 30 июня в городе Калязине.
Тридцать лет назад в нашей стране началось возвращение к истокам веры. Оно началось фактически с широко отмечавшегося в масштабах страны 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Это событие стало символической точкой отсчета «второго крещения». За минувшие годы выросло уже целое поколение, которое не жило во времена гонений, когда открыто говорить о том, что ходишь в церковь, было исповедничеством. В те годы исток Волги, благодаря своему «светскому» положению, стал необычным местом: фактически центром православного паломничества, но для людей, еще только искавших свой путь к храму. Это было безопасно для них в плане административных последствий – и вместе с тем душеполезно. Забытая, формально не действовавшая Волговерховская обитель многих утвердила в вере.
В том же знаменательном 1988 году в книге «У истоков Волги» тверской журналист Владимир Исаков писал, как это было:
«Мы вошли на единственную коротенькую улочку Волгина Верховья. В конце ее виднелось болото с избушкой. На холме стояли две церкви – каменная и деревянная. За огородами, по низинке, медленным ручейком текла Волга.
Волга…
Каким-то особенным смыслом наполнены здесь шум леса над головой, высокое небо, вот эта тропа, блуждающая среди валунов и озер. Припадите к земле, прислушайтесь.
Ни шагов человека, ни далекого бега зверя.
Лишь почудится где-то едва уловимый, чистый, родниковый звук. И если в лад ему забьется ваше сердце, не удивляйтесь: ведь так оно и должно быть…
Много смутных, счастливых и светлых дум нежданно приходит к нам на этом пути к истоку. Словно там, впереди, – все лучшие мгновения нашей жизни, все прекрасные движения нашей души. Есть ли другое место, где так ясно и просто идется к себе, к своему потерянному или забытому истоку?
Начало Волги издавна манило людей, казалось загадочным и таинственным. Бродившие по Руси странники рассказывали о волжском истоке поражающие воображение легенды. Одна из них, дошедшая до нашего времени, начинается так: «В глухом лесу стоят высокие горы. На горах, за белой стеной, живут люди праведные. Там, в окрестностях рая, из ключа бежит Волга…»
…Прошло всего два года, и тот же Владимир Исаков с друзьями участвовал в первом, уже настоящем, церковном богослужении на истоке Волге, в восстановлении православного креста на избушке-часовне на ключе. Медленно, но верно пошло возрождение традиции: сначала в виде скромных сельских праздников, с 1999 года – по городам и весям от истока Волги пошел Большой Волжский крестный ход. Уже двадцать лет традиция продолжает жить.
Губернатор Тверской области Игорь Михайлович Руденя на открытии крестного хода в этом году отметил:
– Волжский крестный ход – важное, знаменательное событие. Освящение истока Волги – это традиции нашей истории, нашей культуры. Это знак преемственности многих поколений жителей Верхневолжья, верности духовным истокам и нравственным ценностям нашего народа.
И это правда.
Настоящий водный путь по Волге у крестного хода начинается в Ржеве. Здесь, в связи с тем что река еще мелкая, святыни и участники движутся по реке в небольшой лодке. А уже из Твери крестный ход на корабле шествует водным путем – через Оршин монастырь, Городню, Конаково и Конаковский район, подмосковную Дубну, Кимры, Белый Городок.
24 июня верующие областного центра проводили крестный ход от пристани речного вокзала. После литургии в Успенском соборе бывшего Отроч монастыря состоялся молебен о благополучном водном путешествии.
25 июня святыни крестного хода встречал Кашин. В этот день ежегодно проходят праздничные мероприятия в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской, покровительницы города. Празднование традиционно началось с крестного хода с мощами святой благоверной княгини от Вознесенского собора к Воскресенскому собору. Затем состоялись литургия, крестный ход вокруг Воскресенского собора и – также с крестным ходом – возвращение мощей в Вознесенский собор.
Затем на Соборной площади у памятника Анне Кашинской начался праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, – «Знамя семьи – любовь!». Необычной чертой этого праздника стало праздничное шествие семейных пар в городской сад, где прошел концерт и состоялось чествование семейных пар из Тверской области с вручением медалей «За любовь и верность».
29 июня святыни прибыли в Калязин. На следующий день, 30 июня, литургию в Вознесенском храме Калязина возглавил митрополит Тверской и Кашинский Виктор. После литургии участники прошли по городу до памятника преподобному Макарию Калязинскому, где открылось торжественное мероприятие с участием представителей областной и местной власти, жителей и гостей города. По традиции оно стало фестивалем светской и духовной музыки, который объединил исполнителей из разных регионов.
Павел ИВАНОВ
Фото пресс-службы Тверской митрополии и с приходского сайта Вознесенского собора города Калязина
Из «Обращения главы Тверской митрополии к участникам XX Большого Волжского крестного хода»:
«…В этом году крестный ход посвящен нескольким знаменательным для Тверской митрополии событиям. Это 650летие со дня блаженной кончины святой благоверной великой княгини и инокини Анны Кашинской и 700-летие мученического подвига покровителя Тверской земли святого благоверного великого князя Михаила…
…В этих воспоминаниях пред нами предстает светлый образ христианской семьи, символ супружеской верности, незыблемости церковного брака и чистоты евангельской любви.
Князь Михаил Тверской всегда почитался как великий воин и мученик, положивший жизнь свою не только за Тверское княжество, но и за всю землю русскую. Святая княгиня Анна Кашинская явила собой образец женской святости.
Лики святых князя Михаила и княгини Анны, царственных страстотерпцев императора Николая II и Александры Фёдоровны предстают пред нами как чистый небесный образ и земной пример нравственной, христианской, многодетной семьи. Они смогли сохранить любовь, согласие и верность друг другу».