8(21) сентября Русская православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы
Из двунадесятых праздников Рождество Богородицы – самый первый по смыслу. Вся новозаветная история начинается с рождения Девы Марии. Несмотря на то что в евангельской истории Мать Иисуса Христа все время остается в тени, очень рано церковное предание начинает воздавать заслуженную честь Богоматери.
При этом о ее детских годах известно совсем немного. Имена Иоакима и Анны не встречаются на страницах Нового Завета. Все, что имеется на сей счет у историков, – так называемое «протоевангелие Иакова», благочестивый текст, появившийся не ранее конца II века. Его автор уже хорошо знал канонические евангелия, он пишет, подражая им и стараясь дополнить те эпизоды, о которых в евангелиях говорится очень кратко. В тексте автор называет себя Иаковом, чтобы можно было предположить, что это – сын Иосифа Обручника от первого брака и, значит, очевидец событий.
Уже в древности незатейливая уловка была раскрыта, «протоевангелие Иакова» не вошло в Новый Завет, а сам текст раскритикован как вышедший из-под пера человека, жившего много позже I века и не знавшего обычаев того времени. Тем не менее, благочестивый рассказ не исчез и, пусть без претензии на историчность, поныне используется в церкви.
Протоевангелие начинается с описания скорби Иоакима и Анны по поводу их бездетности. В подробностях и деталях подчеркивается, что супружество не полно, если не увенчивается рождением детей. Автор протоевангелия подчеркивает, с какой нежностью Иоаким и Анна относились к дарованной им по молитвам дочери:
«…Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь. По прошествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребенку, и назвала ее Мария.
Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла ее на руки и сказала: «Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господень». И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею».
Далее рассказывается, что по взаимному решению супругов, очень привязавшихся к дочери, они не решились отдать ее в храм в два года, как обещали, а оставили дома еще на годик. Себе на радость. В этом автор их не осуждает.
«Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: Дождемся третьего года ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся».
Все эти эпизоды, столь понятные сердцу каждого родителя, привлекали художников в разные времена. Цикл живописных композиций на тему Рождества Богородицы и дальнейших событий позволял изобразить и целомудренный поцелуй, и радость супругов, наблюдающих первые шаги ребенка, и ласкание его, и праздничный пир, собранный, чтобы вместе отпраздновать рождение нового человека.
К самым знаменитым и прекрасным произведениям на эту тему нужно отнести мозаики церкви Хора в Константинополе, созданные в начале XIV века. На них изображены все те эпизоды детства Богородицы, о которых выше говорилось. Фотографию одной из этих мозаик мы здесь и приводим.
Как официальный праздник Рождество Богородицы появилось в конце VI столетия. К самым древним песнопениям его относится тропарь:
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Павел ИВАНОВ