Четверг, 22 апреля / 23:22

18+
Праздник с припеком: В Торжке и Василево снова подавали пушкинские блины

Праздник с припеком: В Торжке и Василево снова подавали пушкинские блины

Праздник с припеком: В Торжке и Василево снова подавали  пушкинские блины
фото: Маргарита Васильева

Два дня праздников подряд лучше, чем один. Особенно с точки зрения привлечения туристов, которые приехали в Верхневолжье провожать зиму.

Так рассудили в Торжке и Торжокском районе, и масленичные гулянья здесь продолжались все выходные. В субботу встречали весну в лесу, в архитектурно-этнографическом музее под открытым небом Василево: свои программы и находки сюда привезли сельские ДК, библиотеки и дома досуга со всего Торжокского района. А в воскресенье туристы и новоторы успевали на городской вал, где Всероссийский историко-этнографический музей проводил фестиваль «Блин с припеком».

В Торжок на Масленицу интересно ездить уже потому, что блины здесь всегда подают «с изюминкой». В этом году от традиции удивлять гостей не отступили. Так, например, прибыв в Василево в субботу, путешественники попали прямо… в понедельник.

Музей «Василево»: временная петля

Здесь работали семь площадок, по числу дней масленичной недели. Ведь с каждым из них связаны свои обряды и традиции.

У ворот гостей встречает команда «понедельника». Каждому входящему полагается атласная лента и горячий блин. Что делать с блином, понятно. А лента зачем?

А лента нужна, чтобы украсить чучело Масленицы. Так начиналась масленичная неделя: соломенную куклу наряжали, обвивали лентами и выносили на самый высокий холм, чтобы оттуда весну высматривала, тепло приманивала.

Молодежь задерживалась на «вторничной» площадке (вторник-«заигрыш», в этот день парни высматривали невест). А на территории «среды» и «четверга» могли выяснить отношения тещи и зятья либо муж с женой, побившись на валенках. Была в старину традиция примирения спорщиков на Масленицу: конфликтующие стороны брали по шесту, на конец шеста надевали валенок. И гонялись друг за другом, пытаясь стащить или сбить валенок противника. Кто «трофей» потерял, тому и прощения просить. Хотя, наверное, все обиды уходили уже в процессе самой «дуэли».

Присоединиться к командным играм гостей василевского комплекса зазывали на каждом шагу. Вот хоровод закружил путешественника, затянул в команду для игры «просо» (это одна из древнейших хороводных забав, по сути, представлявшая архаичный обряд сватовства). Игрок разбил стенку противника. Увел за собой девицу из другой команды. И вдруг на полдороге осознал.

- Так ведь это ж «Пятого-десятого, Димку нам сюда». Мы же в детстве, в начале девяностых, так играли!

Вот она, временная петля. Люди с удивлением узнавали в старинных крестьянских забавах дворовые игры своего детства. А потом шли на выставку советских игрушек. И пытались разглядеть в пластмассовой лошадке сходство с Коньком-Горбунком, конем-Солнце. Словом, было ярко и жарко.

Торжество женской силы

На следующий день народное гулянье переместилось в Новоторжский кремль, на территорию ВИЭМ.

Конечно, здесь была площадка со старинным оружием, и перетягивание каната, и взятие снежного городка. Но ведь Масленица – это проводы Зимы и встреча Весны. Главные действующие лица  – женщины, ледяная царица Мара и юная весенняя дева. Изначально это был праздник именно женской, плодоносной, возрождающей силы.

Так что празднество на валу можно было назвать «женским днем». Даже молодецкие забавы устроили не просто так, а во славу жен-берегинь и невест-красавиц. А кто от рукопашного боя устал, тем другое задание: расколдовать Ягу, найти слова, что превратят ее в прекрасную волшебницу. Хоть стихи читай, хоть в любви признавайся, кому хотел, да не решался.

Некоторые матроны отмахивались от комплиментов: у них хлопот полно. Потуже завязать шарф ребенку, упорно поторговаться на ярмарке. И они рисковали угодить под неожиданный снегопад: незаметно подкравшиеся подруги осыпали рачительную хозяйку пушистым снежком из корзинки.

- Блинов-то напекла, небось, упарилась. Остынь, отдохни, - смеялись женщины.

Есть такая примета: если умыться на Масленицу последним снегом, то ухватишь ускользающее изящество зимы и первую свежесть весны. И весь год будешь выглядеть неотразимой.

И самая известная масленичная традиция – битва «стенка на стенку», в Торжке тоже была женской. Только новоторки не дрались, а соревновались, кто кого перетанцует.

На снегу провели черту, по обе стороны от нее собрались жительницы города. Задача – в танце вытеснить команду соперниц от черты подальше и занять их «территорию». Но в итоге команды перемешались и закончилось все общим, призывающим солнце, хороводом. Так что было сложно понять, кто выиграл.

Блины на Климентовской

Те же, кто на улице слегка замерз и от шумного веселья устал, могли отправиться в Дом России. Здесь тоже отмечали Масленицу. Но изысканно, камерно, среди прекрасных картин и интеллектуальных бесед.

Гвоздем программы были розовые блины: еще одно любимое блюдо Пушкина. Ведь в Торжке продолжают развивать направление литературно-гастрономического туризма, восстанавливая старинные рецепты из поваренных книг домов Вульфов, Олениных и даже самой матушки Александра Сергеевича, Надежды Осиповны Ганнибал. А к Масленице сотрудники ВИЭМ нашли рецепт, по которому пекла блины няня поэта, Арина Родионовна.

Гости не сразу понимают, почему «пушкинские»  блины розового цвета. Гадают, какие ягоды в тесто добавили? А секрет Арины Родионовны прост: тесто замешивается с добавлением свекольного сока, потому эти блины можно считать витаминными и диетическими.

Кстати, программа «Блины на Климентовской» еще продолжается, так что у туристов, которые собрались в Торжке, есть шанс продлить Масленицу.

Маргарита ВАСИЛЬЕВА

 

 


585
Яндекс.Метрика
Тверские ведомости