Евангелие повествует, что когда Христос преобразился перед учениками, Он не перед всеми сотворил это чудо. Преображение – это чудо, которое не всякий способен и достоин видеть.
Надо к нему быть готовым. Не каждый человек это примет – одни могут усомниться, а другие даже искуситься. Даже не все апостолы были тогда готовы к этому. Поэтому Христос взял лишь трех ближних учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и перед ними показал свою Божественную Славу. Одежды Его сделались белы как снег, лицо Его сияло так, что ученики не могли смотреть на Него. В Евангелии сказано, что они ощущали, с одной стороны, страх и трепет, а с другой стороны, апостол Петр сказал: «Учитель! Хорошо нам здесь быть!». Это кажущееся противоречие может снять только тот, кто сам пережил нечто подобное.
Тайна Фавора открывается не всем. Мы читаем, что Господь показал Свою Славу, но мало кто ощущает, что это такое, и совсем немногие могут сказать об этом из своего опыта. Необходим молитвенный труд, пост, все то, что возвышает человека, возводит его на такую духовную высоту, на которой может быть увиден нетварный Фаворский свет, Божественная слава Христа.
Кстати, если мы продолжим читать Евангелие, то сразу за рассказом о Преображении помещен эпизод, как ученики Иисуса пытались исцелить бесноватого отрока, но у них ничего не получалось. Христос же на их недоумения ответил: «Сей род (то есть бесы) изгоняется только молитвой и постом». Такое сочетание этих двух рассказов в Евангелии, конечно, не случайно.
Гора Преображения, Фавор – это удивительное место. Ее посещение требует определенного молитвенного усилия. Она отличается от всех гор и горушек, которые есть на Святой Земле. Она стоит подобно копне, идеально ровная, кажется насыпанным курганом. Но не люди, а Господь ее насыпал. Фавор постоянно посещается большим числом паломников, не только православных, но и инославных христиан, допустим, из Африки, Индии. Они часто ведут себя непривычно для нас. Поднимаются на Фавор в порядке очереди на микроавтобусах с арабами-водителями. Люди самые разные стоят в очереди. Я лично видел, как какие-то европейцы в ожидании восхождения играли в карты. Конечно, если так себя вести, да и если на это обращать внимание – ничего полезного для души от посещения этого, да и любого другого святого места не будет.
У нас в России Преображение называют Яблочный Спас. Это, конечно, неправильно. Спас, Спаситель, у нас один – Иисус Христос, и он не «медовый», не «яблочный». В этот день фрукты, в частности, яблоки, которые созревают к этому времени, действительно приносятся в храм для благословения. Но это вторично по отношению к празднику. Да и эта благочестивая традиция наших предков сейчас сильно утратила свой смысл. Ведь важно, чтобы принесены были «начатки плодов земных» – то есть первые плоды нового урожая, которые мы действительно жертвуем Богу. А не так, чтобы накануне купить яблоки, прийти в храм, дождаться их освящения и – после освящения – унести и съесть. А где же жертва? Благословляются плоды – те, что ты от своего урожая (или от своего достатка, наконец) приносишь в храм. Их можно пожертвовать другим людям, тем, у кого нет яблок или других фруктов. И не обязательно в храм должны быть принесены именно яблоки. Ведь у нас часто получается так, что яблоки, которые мы освящаем на праздник Преображения, не у нас созревают. Они созрели давным-давно,
Формальное соблюдение традиции – принести яблоки, окропить их святой водой и съесть – не нужно и даже в
Протоиерей Сергий Дмитриев