Преподаватели Академической гимназии ТвГУ делятся секретами педагогического мастерства
Как научить детей любить литературу, математику, как заинтересовать их учебой? Эти вопросы не дают спать по ночам родителям. И от того, насколько образованны сегодняшние школьники, зависит, сумеют ли они в будущем лечить, учить, строить. Мы побывали в Академической гимназии имени П.П. Максимовича Тверского госуниверситета, выпускники которой ежегодно пополняют ряды ведущих вузов России и зарубежья. В чем секрет успеха?
Доверилась жизни
Беседа с преподавателями Екатериной Абрамовой и Анной Бадановой оказалась настолько увлекательной, что мне вновь захотелось оказаться за школьной партой – написать сочинение по «Войне и миру», вычислить площадь параллелепипеда и выиграть в олимпиаде по алгебре.
Преподаватель литературы Екатерина Абрамова в педагогике уже 15 лет.
– Если бы мне раньше кто-нибудь сказал, что я буду учителем, я бы очень удивилась, – рассказывает она. – На филфак ТвГУ поступила, потому что очень люблю литературу, русский. Я не думала о своей будущей профессии, а просто доверилась жизни.
Сейчас Екатерина Абрамова – доцент кафедры журналистики, рекламы и связи с общественностью ТвГУ. В академической гимназии преподает литературу. Работает здесь с самого начала – с 2012 года, когда в ТвГУ решили создать гимназические классы. Тогда их было всего два с 12 учениками. Аудитории размещались в разных корпусах университета. Сейчас в гимназии учатся с 5-го по 11-й класс около 300 человек.
Как полюбить читать
Сейчас много говорится о том, что современные дети стали меньше читать. Так ли это?
– Далеко не все дети стали меньше читать, – уверена Екатерина Игоревна. – Считаю, что в любви к чтению есть несколько ступенек, и это не только мое мнение. Об этом еще давно Корней Чуковский сказал. Мы должны подготавливать ребенка с самого детства к тому, чтобы он воспринимал литературные произведения.
По словам Екатерины Абрамовой, все произведения Чуковского как раз способствуют этому. Если мы почитаем его сказки, то услышим разные ритмы, фрагменты, которые отсылают к ритмическому рисунку стихотворений Некрасова, к поэме Лермонтова «Мцыри». И это улавливает чуткое детское ухо. Это откладывается в памяти, и, когда человек начинает воспринимать классическую литературу, происходит момент узнавания. Узнавания того, с чем он уже был знаком в детстве.
– Но сначала кто-то должен прочитать ребенку эту сказку. Начинается все с родителей. У нас в семье очень любили семейное чтение, и сейчас я продолжаю читать своему ребенку, – делится Екатерина Игоревна.
Потом уже в школе круг интересов ребят постепенно расширяется, но многое зависит от программы. Они сейчас разные. Между тем выбор текстов, даже то, как сформулировано задание в учебнике, во многом определяет восприятие литературы.
Екатерина Абрамова рекомендует выбирать читательские дневники, предполагающие не просто записывание каких-то частей текста, а их разбор, анализ, творческие задания.
Про войну или про любовь
Если вы сами не читаете, а только заставляете ребенка – это бесполезно.
– Когда дома читают, а потом обсуждают прочитанное или взрослые умеют украсить свою речь уместными фразами из произведений – это формирует восприятие ребенка, – поясняет Екатерина Игоревна. – А если у вас в квартире одна полка, на которой пылятся три книги, и вы заставляете ребенка их читать – едва ли он сподобится.
Что касается так «любимой» всеми школьниками «Войны и мира», то тут детские интересы со временем почти не меняются. «Войну пропустила – прочитала про любовь», – говорят девочки. «Про любовь неинтересно – про войну прочитал», – утверждают мальчики. Такое шаблонное мышление дети применяют, наверное, чтобы не читать роман целиком, – считает Екатерина Абрамова. – Особенность последнего времени – споры вокруг оценки образа Наташи Ростовой. Очень трудно современной девушке-десятикласснице понять и принять то, какой видит идеальную женщину – жену, мать – Лев Толстой. Наташа в эпилоге – тот образ, который вызывает больше всего непонимания. «Ах, она растолстела! Ах, она не думает ни о чем, кроме пеленок! Ах, она целиком посвящает себя семье!» – удивляются девчонки. Это им не подходит – мир поменялся.
Ровно такая же ситуация с Катериной в «Грозе». «А почему она не ушла? – удивляются дети. – Дело бы свое открыла!» К сожалению, не хватает исторического контекста. Школьники не всегда могут понять, почему так происходило. Почему Наташа Ростова, после того как чуть было не сбежала с Анатолем, потеряла веселость? Почему она должна была поститься, ходить в церковь, причащаться? Это все приходится объяснять. То же самое с произведениями Фёдора Достоевского, – говорит Екатерина Абрамова.
Не хочу – не буду
По мнению преподавателя, сейчас при изучении литературы дети сталкиваются с двумя проблемами – неполным знанием истории и Библии. Наши писатели были людьми, воспитанными в православии. У них не было другой реальности. А сегодня все по-разному воспринимают веру, религию. Среди детей есть и активные атеисты.
– Однако каждый культурный человек, несомненно, должен обладать определенным минимумом знаний. Например, без изучения Библии многое остается непонятным: Достоевский не открывается, Толстой тоже, Лесков проходит мимо, – уверена Екатерина Абрамова.
Отцы и дети
По детям видно, чем занимаются их родители. Так считает и преподаватель математики Анна Баданова. Она связала свою судьбу с педагогикой благодаря своему школьному учителю математики.
В Академической гимназии ТвГУ Анна Баданова работает два года. До этого была классным руководителем в школе. Главный плюс педагогической деятельности для нее – в постоянном развитии.
– Мы как-то готовили песню для музыкального номера, и там была такая строчка: «Всю жизнь учиться и учить – и никуда уже не деться, и колокольчиком с небес звенит звонок», – это про нас, педагогов, – рассказывает Анна Владимировна. – Ведь невозможно до какой-то стадии учиться, а потом вдруг остановиться и с этими знаниями работать дальше. Сменяются поколения, задачи в образовательном процессе, методы и способы их решения. Основная педагогическая задача, которая стоит перед родителями, – сформировать у ребенка правильную мотивацию. Если мальчик или девочка приходят домой и видят, что мама и папа читают, у них есть хобби – ребенок будет за ними повторять, – уверена Анна Баданова. – Бывает, что люди водят детей по многочисленным кружкам, а дома сидят перед телевизором и не общаются друг с другом. Ребенок тоже усаживается рядом. Другое дело, когда дети заинтересованы.
Тогда зачастую изучаемый на занятиях материал выходит за рамки урока. Ребята все понимают и схватывают на лету.
На дисциплину и усвоение материала влияет число учеников в классе и уровень их подготовки – он должен быть примерно одинаковым. В академической гимназии классы небольшие – до 16 человек. Подход к обучению – практически индивидуальный.
– Это оптимальное количество: с большим числом людей работать сложно, – говорит Анна Баданова. – К тому же в гимназии дети изначально настроены на получение высшего образования и ставят перед собой высокую планку. В дальнейшем они выбирают лучшие вузы страны. Ребята приходят к нам для того, чтобы получить более глубокие знания.
Ирина НОВИКОВА
Фото Анастасии ЧИСТЯКОВОЙ