Пасха – величайший из христианских праздников. Внимание к церковному миру в эти дни традиционно возрастает, и это внимание, надо отметить, бывает далеко не только поздравительное.
Произошедшие на католическую Пасху (она, как правило, бывает на неделю раньше нашей Пасхи, отмечаемой по юлианскому календарю) теракты в Юго-Восточной Азии напомнили, что для очень большой части человечества христианство – это совсем не наши привычные православие или католичество, такие внешне уютные и традиционные. Есть люди в мире, и их едва ли не больше, чем всех христиан всех конфессий вместе взятых, для которых эта вера – безусловно чужая и злая. Причем настолько, что в борьбе с ней ограничений в выборе средств не существует. (Понятно, что терроризм направлен не только на христиан, но выбор именно церквей как мест для атаки очень характерен.)
В нашем российском обществе пока, слава богу, вражда и ненависть к церкви редко выплескивается куда-то дальше социальных сетей и ворчания под нос. Но мы хорошо помним, что это – далеко не обязательно и что сто лет назад ситуация в России весьма напоминала происходящее сейчас в какой-нибудь Шри-Ланке.
У христианства есть старый как оно само рецепт, как относиться к гонениям. Он срабатывает всегда и всегда оказывается сильнее гонителей. Это – благодарить. Именно потому, что гонение является одним из признаний неодолимой силы того, кого гонят. Если исчерпаны все другие методы и остается только физически уничтожить противника, то это значит, что противник нравственно выше, умнее, добрее. А значит, надо благодарить Бога, что вера и церковь возросли в этой конкретной стране до такой высоты. Иногда это действует настолько сильно, что сами гонители открыто исповедуют христианство перед лицом силы духа мучеников.
Разумеется, могут сказать, что сами христиане были и бывают не прочь применить силу против своих оппонентов, включая самих же христиан других конфессий. Да, это так. И этим они, увы, расписываются в собственном бессилии и «профнепригодности», если можно о верующих так говорить.
Перед Пасхой, конечно, не хочется о плохом. О том, что сравнение нашего нынешнего православия даже с православием недавнего сравнительно времени получается не в нашу пользу. Что мы обрастаем жирком, что новое поколение священников просто не помнит даже на семейном уровне, как это – «исповедовать веру». Что быстро возродились многочисленные околоцерковные суеверия, а многие настоящие привычки, воспитывавшиеся десятилетиями: честь, благородство, трудолюбие, терпение, любовь к ближним – как-то не очень. И так далее. Не хотелось бы, конечно, чтобы христианство в России проверялось гонениями – мы слишком много потеряли за двадцатый век из нашего лучшего генофонда и культурных ценностей, чтобы бросить в топку еще и оставшееся.
Утешает в этом только то, что любое течение событий – это не сюрприз и не новость. Одинаково стоит благодарить и за возрождение храмов, за добрых и достойных священников, за всех, кто честно и бескорыстно творит добро Христа ради в нашей стране. И за то, что в мире христианство остается не антикварным учением, давно утерявшим свою юную силу и свежесть. Оно остается тем же невероятно смелым и дерзновенным словом о воскресшем Христе, которого смерть и ад не смогли удержать в себе.
И силу этого слова мы постоянно и повсеместно можем видеть.
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости» pavelivanov2007@mail.ru