На прошлой неделе ведущие педагоги страны сражались за звание «Учитель 2021 года». Тверской регион в этом году представляла учитель биологии из тверской средней школы №46 Екатерина Христенко.
Мы встретились с молодым педагогом не где-нибудь, а на площадке конкурса в Ростове-на-Дону, в областном музыкальном театре. И обсудили не только педагогические состязания, но и летучих мышей, научную работу и проблемы современных школьников.
Где училась, там и пригодилась
Екатерина Андреевна – молодой, амбициозный педагог. В 2012 году она окончила биологический факультет Тверского государственного университета, затем аспирантуру и устроилась в одну из школ родного Бологовского района. Проработав один год, Екатерина, как и многие молодые педагоги, решила уехать в Санкт-Петербург, но за 3 дня до учебного года оказалась в тверской школе №46. И не жалеет.
– Школа хорошая, дети любимые. Пока не планирую ничего менять, меня все устраивает, – поделилась Екатерина.
Кроме традиционных уроков, она активно занимается внеурочной работой со школьниками. И весьма успешно. В прошлом году ее ученица, одиннадцатиклассница Полина Лебедева победила в престижном Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды. Девушка вместе со своим наставником написала научную работу о летучих мышах.
Полученные знания и опыт научно-исследовательской работы помогли Полине поступить в престижный вуз – Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева.
– Этот конкурс также дал ей опыт публичных выступлений. Она не боится поднять руку, показать свои знания, в отличие от многих современных детей, – отметила Екатерина Христенко.
Конкурс вместо диссертации
Да и сама Екатерина уже 11 лет занимается исследованием поведения летучих мышей в Верхневолжье. Говорит, что тема еще тогда была новой и почти не изученной.
– Многие не знают, что летучие мыши обитают вокруг нас, – поделилась Екатерина. – Они встречаются так же часто, как, например, кошки, просто мы их не видим. Когда я начала заниматься рукокрылыми в тверском регионе, не было практически никаких исследований.
А сегодня она регулярно возит своих ребят в Старицкие пещеры. Старшеклассники едут одни, ученики помладше – вместе с родителями. Группы небольшие, ведь едут не для развлечений – а для дела. Ребята помогают кто чем может: заполняют бланки, фотографируют.
Екатерина Христенко поделилась: из-за подготовки к конкурсу научная деятельность и кандидатская диссертация отошли на второй план. Все силы и время были отданы подготовке. Но теперь она надеется «защититься» в течение года.
За гранью биологии
Кроме того, Екатерина преподает в экологической школе «Академия леса», организованной станцией юных натуралистов. Вместе с детьми со всего региона на неделю она выезжает в Фировский район – изучать позвоночных животных и писать научные работы. Занимается она и проведением проверочных работ (ВПР). Причем помогает ребятам писать проекты не только по биологии, но и другим предметам – математике, обществознанию.
В планах у педагога Христенко – открыть кружок научно-исследовательской направленности для всех школьников, точнее – межпредметный курс.
– Многие учителя ограничивают уроки изучением только своего предмета, – отметила Екатерина. – Ребята привыкли к такому подходу и на уроках меня часто спрашивают, почему мы рисуем, почему вы нам говорите про силу трения, ведь сейчас не ИЗО, не физика. Но как еще объяснить, почему рыба свободно передвигается в воде? Я считаю, что в принципе нет разделения предметов. Мы учим детей быть интеллектуалами, чтобы они понимали разные процессы. Это тоже важно.
Главные болельщики – ученики
На конкурс «Учитель года» Екатерина Христенко приехала защищать честь тверского региона вместе с директором школы №46 Татьяной Родионовой, которая еще в 2007 году участвовала в региональном этапе конкурса.
– Очень хотелось побывать на федеральном уровне, пообщаться с коллегами из разных регионов. И это случилось, – отметила Татьяна Валерьевна. – После пандемии мы стосковались по общению.
Кстати, Екатерина Христенко могла бы принять участие в конкурсе еще в прошлом году, но отказалась – из-за выпускных классов. Побоялась, что подготовка к испытаниям отнимет много сил и времени, дети – важнее. Зато все получилось в этом году – муниципальный, региональный этап и, наконец, общероссийский конкурс.
– Главное, что я получила, – это знакомства, – призналась Екатерина. – Коллеги приехали из разных областей, у каждого свои интересные находки. Это очень хороший курс повышения квалификации, причем даже на муниципальном этапе. Всегда есть что взять в свою «копилочку».
Еще один тренд, который мы отметили вместе, – большое число молодых педагогов среди «Учителей года».
– По моим наблюдениям, средний возраст участников конкурса – около 30 лет. У молодых больше сил в марафонах на дальних дистанциях, а это действительно марафон, который начался в декабре прошлого года и продолжается до сих пор, – поделилась мнением Екатерина. – Это тяжело психологически и физически, ведь нашу основную работу никто не отменял.
– Чувствовали поддержку учеников? – поинтересовались мы.
– Конечно, причем не только сейчас, но и весь год. Их поддержка и добрые слова давали силы, – улыбнулась Екатерина. – Сейчас расстроились, конечно, но я успокоила ребят, что скоро вернусь.
Учитель в четвертом поколении
Ну и напоследок мы коснулись проблем современных школьников и работы учителя.
– Прошло почти 15 лет с моего выпуска, с тех пор все очень изменилось, – отметила Екатерина Христенко. – И важно – изменились дети. Они сейчас не хуже, не лучше, просто другие. У них другой склад мышления. Например, ребята боятся выступать, не умеют пользоваться информацией, которой сегодня очень много. Некоторые даже просят дать им тестовое задание вместо устного ответа, они «заточены» под тест. Это все накладывает свой отпечаток. И приходится на уроках биологии учить их читать, видеть в тексте главное, пользоваться информацией, выражать свои мысли грамотно.
– Екатерина Андреевна, каким принципом вы пользуетесь в своей ежедневной работе учителя?
– Я считаю, урок нужно вести так, чтобы самой было интересно его послушать. Некоторые уроки со школы я помню до сих пор. И мне тоже хочется, чтобы мои ученики через 10 лет сказали мне: «Я помню ваши уроки. Вот этот был крутой». Да и мы, учителя, тоже сами должны получать удовольствие от работы.
– Есть ли у вас учитель – пример для подражания?
– Если честно, в нашей семье четыре поколения учителей: прабабушка была биологом, прадед – учителем немецкого языка, дед – физик, бабушка – кандидат педагогических наук, отец – филолог. Но пример для меня – моя мама, она всю жизнь работала учителем начальных классов. Сейчас уже два года на пенсии. Ее энтузиазм и креатив передались мне. Она всегда настолько интересно рассказывала, что я завидовала детям, которые у нее учились.
Ирина ТЮРИНА