В работе коллегии приняли участие Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв, главный федеральный инспектор в регионе Юрий Стрелецкий, уполномоченный по правам человека Владимир Бабичев, а также руководители правоохранительных органов и прокуроры районов.
— В 2012 году для органов прокуратуры Тверской области приоритетами в организации надзора являлись защита ключевых прав и свобод граждан, пресечение попыток давления на бизнес, выявление избыточных административных барьеров, — начал доклад прокурор Тверской области Вячеслав Росинский.
В 2012 году на территории области прокурорами было выявлено 42429 нарушений законодательства, в целях устранения которых принесено 4270 протестов, внесено 5718 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности было привлечено 4828 виновных лиц. В целом, результаты координационной деятельности способствовали сокращению преступности на 11,9%, в том числе несовершеннолетних – на 21,1%.
Однако, по мнению Вячеслава Всеволодовича, некоторые положительные результаты работы не позволяют в целом признать ее достаточно эффективной и соответствующей потенциалу прокурорского корпуса Тверской области.
— Можно и нужно работать лучше. Определение приоритетов в надзоре должно опираться на анализ разрешения обращений, заявлений, жалоб граждан и иной поступающей информации, — отмечает он.
Надо сказать, что результаты выездов для проверки работы прокуроров по этому вопросу носят удручающий характер. Так, по существу с доводами заявителей не разбирались прокуроры Бельского, Калининского, Жарковского районов, что по их заслугам и было оценено приказами. В этих и в других прокуратурах (Заволжской, Московской, Вышневолоцкой) ответы давались без надлежащей проверки. Кроме того, не контролировались результаты принятых по обращению мер реагирования, не учитывалась общественная значимость.
— Примитивизм и неинформированность при планировании сказались на отсутствии активности в сферах налогов, миграции, административного правоприменения. Не отреагировали, например, на неисполнение поручения Президента России по строительству в области современного полигона утилизации твердых бытовых отходов, то есть на экологическую составляющую, — «отчитал» прокурор.
Далее Вячеслав Росинский привел пример того, что от самих прокуроров не всегда исходит инициатива, когда этого требуют обстоятельства:
— Мы получаем заявление о невыплате зарплаты, предъявляем иск. Но во всех остальных аспектах этой конкретной отрасли (травматизм, охрана труда, аттестация рабочих мест), когда требуется собственная инициатива в выявлении — активности нет. Например, в сфере травматизма 40 прокуроров объявили за год всего семь предостережений. И так в основном по всему социальному блоку.
Вот еще пример, приведенный Вячеславом Всеволодовичем: прокурор Торопецкого района ограничилась представлением в ситуации, когда в течении декабря более тысячи жителей малонаселенных пунктов района, в основном люди преклонного возраста, оставались практически без электроэнергии.
Отметил он также низкий уровень социальной защищенности в сфере здравоохранения. Так, при ежегодном росте заболеваемости, ускоренными темпами растет число заболевших онкологией, болезнями органов дыхания и пищеварения, нервной системы, а у детей более чем на половину возросли инфекционные и паразитарные болезни. Требовалась предельная интенсивность материальных вложений в оказание общей и высокотехнологичной помощи. Однако реакция на наши обращения не свидетельствует об изменении подходов отраслевого министерства, технического оснащения лечебных учреждений, поддержки медперсонала.
Также он отметил проблему снеговых завалов в Твери:
— В Твери, как, наверное, ни в одном областном центре Российской Федерации, после снегопада 30 ноября, можно до сих пор видеть снеговые и ледяные валы, кучи. 22 января на заседании Правительства Тверской области от главы исполнительной власти города мы услышали, что все это окончательно исчезнет только весной, а на вчерашнем заседании – другое заявление того же лица о том, что тротуары убираются, при том, что в этот же день появилась информация о многочисленных обращениях граждан в травмпункты. Явная неспособность руководства города Твери и районов к работе в экстремальных условиях нашла отражение в судебных решениях, однако адекватных мер до сих пор не принято. Фактически, нам запланировали затопление ряда районов Твери паводковыми водами с большими масштабами, нежели обычно.
Проблемой региона в ЖКХ стало образование значительных взаимных задолженностей ресурсоснабжающих и ресурсопотребляющих организаций. Видимо прокуратуре придётся способствовать структурам гражданского общества, которые по поручению Президента будут обеспечивать общественный контроль. Работу в сфере ЖКХ следует осуществлять в ежедневном режиме, давать беспристрастные оценки наличию нарушений требований закона в действиях любых физических лиц, эксплуатирующих, генерирующих, управляющих и других организаций. Включить на полную все механизмы ответственности.
Губернатор Тверской области Андрей Шевелев, в свою очередь, поблагодарив прокурора за доклад, обратил внимание на несколько направлений, которые, по его мнению, актуальны для региона:
— Первое: необходимо совершенствовать работу по профилактике преступности в муниципальных образованиях. У нас есть серьезные вопросы к реализации муниципальных программ по противодействию преступности. Программы устарели и, конечно, требуют корректировки. Второе: противодействие нарушениям в сфере госзакупок. Уже отмечалось, что в прокуратуре этой теме уделяется особое внимание. На заседании Правительства Тверской области мы приняли решение о создании межведомственной комиссии по мониторингу цен при размещении госзаказов, чего не было ранее.
Однако наиболее острый вопрос, по мнению Губернатора, – асоциальные семьи и жизнь в них детей. Сейчас в Тверском регионе создается система раннего выявления детского неблагополучия, разносторонней помощи несовершеннолетним, начиная от образования, заканчивая устройством социальной гостиницы. И в этой работе Андрей Владимирович рассчитывает, в том числе, и на тесное взаимодействие с прокуратурой.