Как известно, история ходит по кругу. Меняются только технологии подачи информации и «производства политики»
Много сейчас говорят про Советский Союз, обсуждают разные его проявления, его и хвалят, и ругают. А насколько успешен, на ваш взгляд, был опыт Советского Союза в области пропаганды? Ведь тогда ни к этому слову, ни к явлению не было такого однозначно негативного отношения.
Валентина Д., Тверь
На вопрос читателя отвечает конфликтолог Центра медиации и прикладных исследований (ЦМПИ) в городе Твери, кандидат политических наук Светлана СМАЛЬ:
– Уважаемая Валентина, спасибо за вопрос, который позволит нам обсудить и спорную, и животрепещущую проблему. С вашего позволения, остановлюсь на двух аспектах. Первое – это репрезентация мира политики как раз при помощи пропаганды. И второе – цикличность истории, которую мы с вами наблюдаем и на данный момент, изменились только технологии подачи информации и «производства политики». Сейчас, например, не нужно, как в былые годы, гнать в атаку слонов, как делали противники великого Александра Македонского (который, впрочем, все равно их разбил в сражении при Гидаспе в июле 326 года до н.э., однако это была его последняя битва). Достаточно запустить удаленно управляемый летательный аппарат или просто (что, конечно, совсем не просто) провести кибератаку, в которой можно похоронить противника не хуже, чем в настоящем бою.
Вернемся, пожалуй, к вопросу о пропаганде. Когда зарождалось новое государство, ему как воздух был необходим новый культурный код, отрицающий все старое и визуально, и внутренне-психологически (сейчас, кстати, подобный процесс переживает Украина). Таким вот ответом на насущнейший вызов стал конструктивизм, пронизавший новое государство новыми же образами. Во всем, вплоть до шрифта газет – их и по сей день используют коммунистически настроенные издательства, к слову.
И пропаганда носила зачастую и позитивный характер: при помощи печатного слова и рисунка, удачно сочетавшихся на плакатах той эпохи, граждан призывали к здоровому образу жизни, взаимовыручке и взаимопомощи, плакат прививал – и небезуспешно – новые нормы поведения и ценности. Некоторые из них настолько актуальны, хотелось бы с большей интенсивностью использовать и сейчас. Например, было много плакатов, призывавших к добросовестному труду или правильному воспитанию детей, до чего же это нужно и современной молодежи!
Поэтому, конечно, пропаганда была. Но это была, если так позволительно сказать, попытка создания при помощи пропаганды государства как бренда. И эту попытку нельзя не признать успешной.
В «лихие» 90-е пропаганда уже стала приобретать новый, в достаточной степени негативный контекст звучания – для новой России нужно было разрушить все, что имело отношение к СССР. Это привело к тому, что на экраны и в СМИ выплеснулось все, что было под запретом долгие годы. И эта вседозволенность была, на мой взгляд, зачастую чрезмерной.
Через 20–25 лет ностальгия по Советскому Союзу стала ощущаться все сильнее. В этом имеется, несомненно, заслуга и ведущих политиков государства (известно, что В.В. Путин, например, считает распад Советского Союза катастрофой, естественно, с ним солидарны и лидеры современных коммунистов Г.А. Зюганов и П.Н. Грудинин). Однако мы констатируем, в очередной раз, маятниковость истории: то, что осуждается на одном «витке» исторического развития, будет превозноситься до небесных высот на другом этапе.
Что же сейчас? На данный момент к слову «пропаганда» намертво «прилип» (конечно, не своими силами, а при помощи вездесущих средств массовой информации) ярлык «всего плохого и наихудшего». При этом приемами – об этой невероятно интересной теме, безусловно, нужно говорить отдельно – так вот, приемами пропаганды пользуются все.
Происходит повсеместное «навешивание» ярлыков, раздача разнообразных (хотя, на самом деле, скорее однообразных) клише, имеющих ярко выраженную негативную направленность и используемых для того, чтобы выставить кого-то в черном свете. «Целью» для подобного информационного воздействия в последние годы, к сожалению, стала наша страна и ее лидеры.
Нужно с прискорбием отметить: наш пропагандистский «ответ» получается слабым, вообще едва слышимым. Мы, и это больно говорить, очень отстали в сфере информационного воздействия. Спасибо нашим «западным партнерам» – они принуждают нас к работе над собой и ускоренному развитию, в том числе и в этой сфере.
на правах рекламы