28 декабря 2004 года был снят гриф «Совершенно секретно» с «Материала о гибели подлодок «М-49» и «М-63» (начато 11.09.1941 – окончено 13.09.1941). Эта трагедия была неизвестна в СССР, и только спустя три четверти столетия подробности гибели экипажей «малюток» стали известны не только историкам ВМФ, но и общественности.
Скорбный список
В скорбных списках есть фамилии и наших, тверских, земляков.
На «М-63» (погиб 21 подводник):
Копин Арсений Павлович, 1906 г.р., капитан-лейтенант, командир 7-го дивизиона подводной лодки (ПЛ). Русский, член ВКП(б). Уроженец Удомельского района Тверской области. В кадрах РККФ с 1930 года.
Вилов Сергей Яковлевич, 1917 г.р., старшина 2-й статьи, командир отделения штурманских электриков. Русский, член ВЛКСМ. Уроженец деревни Манихино Удомельского района Тверской области. Призван в РККФ Вышневолоцким РВК Калининской области.
Козырев Александр Георгиевич, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы торпедистов. Русский, член ВКП(б). Уроженец деревни Афанасово Молоковского района Тверской области. Сверхсрочнослужащий. Призван в РККФ Василеостровским РВК города Ленинграда.
На «М-49» (погибло 22 подводника):
Карев Иван Фёдорович, 1915 г.р., старшина 2-й статьи, командир отделения штурманских электриков. Русский, член ВКП(б). Уроженец села Дмитрова Гора Конаковского района Тверской области. Призван в РККФ Пролетарским РВК города Москвы в 1938 году.
С задания не вернулись
9–10 августа две «малютки» 7-го дивизиона 2-й бригады подлодок Тихоокеанского флота (ТОФ) вышли из базы с разницей в сутки в боевое патрулирование подходов к главной базе ТОФ в заливе Посьета Японского моря на случай возможного нападения императорского флота Японии. О событиях тех дней мы читаем в донесении командующего ТОФ вице-адмирала Юмашева и члена военного совета Захарова народному комиссару ВМФ СССР адмиралу Кузнецову:
«ПЛ «М-49» вышла из базы 9.08.41 г. на позицию № 2 [южнее Уссурийского залива]. В 23.00 9.08.41 командир ПЛ «М49» [ст. лейтенант И.В. Сивориновский] донес о подходе к позиции. Затем командир… доносил о движении кораблей через позицию 10 и 11.08.41 г. Последняя радиограмма 08.30 15.08.41 г. была принята без позывных. Содержание ее – «Неизвестный ТР курсом зюйд вест». В это время через позицию ПЛ «М-49» проходил пароход «Красный Октябрь»… Командир ПЛ «М-49» имел приказание командира бригады в 05.00 16.08.41 г. покинуть позицию и возвратиться на базу, при неточном знании своего места ждать улучшения видимости на позиции ожидания. Об оставлении позиции командир ПЛ «М-49» не донес. На запросы радио не ответил. Видимость 1.08.41 г. была плохая – туман…
…ПЛ «М-63» вышла из базы 10.08.41 г. на позицию № 1 [западнее Уссурийского залива]. В 23.00 10.08.41 г. командир ПЛ «М-63» [ст. лейтенант Б.С. Капицын] донес о подходе к позиции. Больше донесений от ПЛ «М-63» не было… Производившиеся вызовы по радио ПЛ «М-49» и ПЛ «М-63» включительно по 25.08.41 г. результатов не дали».
Безрезультатные поиски
Поиски пропавших «малюток» начались 17 августа и продолжались до 20 августа 1941 года. Были задействованы не только подводные лодки, торпедные катера, тральщики, эсминец «Рекордный», но и 26 самолетов МБР-2 и пять бомбардировщиков ДБ-3. В результате всех поисков какихлибо признаков подводных лодок или причин гибели их выявлено не было, и дальнейшие действия ввиду нецелесообразности были прекращены.
Вице-адмирал Юмашев в докладе наркому ВМФ Кузнецову делает вывод:
«Анализируя и оценивая обстановку (состояние подлодок, район действий, условия погоды, возможные действия противника) военный совет… предполагает, что наиболее вероятной причиной гибели подлодок могли быть: действия Японских легких сил и подлодок, использовавших оплошность верхней вахты подлодок в ночное время. Докладывая о вышеизложенном, прошу исключить подлодки «М-49» и «М-63» из списков ВМФ, как не возвратившиеся с моря, будучи посланные на выполнение задания по охране Главной базы флота».
С тех давних пор об этой морской трагедии не упоминалось. Умалчивали по понятным причинам: в 1941 году военно-морские силы Японии боевые действия против СССР не вели и поэтому версия потопления «малюток» боевыми кораблями маловероятна. Гибель подводных лодок на своих же минах командованию было легче скрыть под грифом «Совершенно секретно». Море до сих пор хранит эту тайну.
Возвращение памяти
В 1990-е годы члены клуба подводного поиска «Восток» из Владивостока безуспешно пытались обнаружить «малютки» на дне залива Посьет. С 2004 года на Тихоокеанском флоте ежегодно в летнюю навигацию осуществляется поиск М-49 и М-63. В поиске затонувших подводных лодок в заливе Петра Великого принимают участие гидрографические суда ТОФ, научно—исследовательские суда ДВО РАН, яхта «Искра». Поисковыми силами обследована значительная часть района возможного нахождения подводных лодок.
В 2005 году данью памяти погибшим подводникам стал приказ командующего Тихоокеанским флотом № 963, объявивший район в тридцати милях к югу от острова Аскольд местом отдания воинских почестей подводникам двух тихоокеанских «малюток», погибшим в далеком августе 1941 года.
В 2012 году главный штурман Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга М.И. Сажаев заявил: «Кое-кто до сих пор считает, что М-49 и М-63 погибли из-за элементарной неграмотности членов их экипажей, которые по ошибке завели их на свои минные поля. Установление точных мест и причин их гибели позволит нам очистить имена навечно оставшихся в море 43 тихоокеанских подводников от таких обвинений».
В 1993 году в свет вышла «Книга Памяти. Тверская область», однако там не были указаны фамилии подводников—тихоокеанцев, за исключением искаженных данных о С.Я. Вилове. Три наших земляка, члены экипажа одной лодки «М-63», в документах Центрального военно-морского архива числятся как пропавшие без вести в разные месяцы 1941 года.
Об удомельцах материал пришлось собирать по крупицам, хотя теперь стали доступны для исследователей многие документы архивов. Судьба, как часто бывает в морской службе, сыграла с людьми в рулетку.
О нашем земляке Арсении Павловиче Копине осталось только несколько строк из его послужного списка: «Родился 27 апреля 1926 г. в д. Хмелево Удомельского р-на в крестьянской семье. Русский, член ВКП(б) с 1927 года. Капитанлейтенант. Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1934), Специальные курсы командного состава (1935), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания (1938). Карьера: минер ПЛ «Л6» (1935), минер 22-го дивизиона ПЛ (1935–1937), помощник командира ПЛ «Щ-102» (1938), командир ПЛ «М-1» (декабрь 1938го – ноябрь 1940-го), командир 24-го дивизиона ПЛ ТОФ (1940–1941), командир 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ТОФ (1941)».
Деревня Хмелево? Новая загадка. Дело в том, что в Удомельском районе есть деревни Хмельники и Хмелевка, но вот Хмелево найти не удалось. Однако среди призванных на фронт в 1941 году в Удомельском районе часто попадаются уроженцы именно деревни Хмелево. По архивным данным, в «Списках сельских советов и колхозов по состоянию на 1941 год» под № 27 указан Хмелевский сельсовет. В деревне Хмелевка был колхоз «Красная Хмелевка». К сожалению, большая часть деревень этого сельсовета исчезла с карты Удомельского района. Теперь в этих совершенно опустевших местах некому вспомнить капитан-лейтенанта А.П. Копина.
Второму удомельцу, Сергею Яковлевичу Вилову, если так можно сказать, повезло больше. Он родился и вырос в известной в нашем крае деревне Манихино. Виловы – фамилия в мстинской округе известная. Однако в «Книге Памяти. Тверская область» старшина 2-й статьи С.Я. Вилов, призванный в ВМФ в 1939 году, указан совершенно с другими данными: «Вилов Сергей Яковлевич. Д. Манихино. Призван в 1941. Красноармеец. Пропал без вести, октябрь 1941 г.».
Недавно навестил родные мстинские края. Остановился у обелиска, что стоит у моста на берегу реки Мсты, подошел к плитам, на которых выбиты имена земляков, погибших в Великой Отечественной войне, и начал искать уже знакомую мне по архивным документам фамилию С.Я. Вилова. Однако как пропавшему без вести места ему здесь не нашлось.
Со времени трагедии М-49 и М-63 минуло уже больше трех четвертей века. За это время в России произошло множество иных, куда более страшных трагедий. Но разве моряки погибших экипажей «малюток» в этом виноваты? Почему о них так долго молчали? Слава богу, морякитихоокеанцы помнят своих погибших товарищей. Теперь корабли ТОФ, проходя через район гибели подводных лодок «М-49» и «М-63», отдают им воинские почести. Так вспомним и мы своих земляков, навсегда оставшихся на дне далекого от нас моря.
Леонид КОНСТАНТИНОВ, краевед, член Союза художников России