Май – многопраздничный месяц. И его завершением служит один праздник, становящийся из года в год если не более популярным, то, во всяком случае, все более узнаваемым. Это 25 мая – День славянской письменности и культуры, день рождения нашей азбуки, нашего универсального культурного кода. Плюс в эти дни мы все традиционно обращаемся к школе, ко всем учащим и учащимся – ведь как раз сейчас завершается очередной учебный год.
Учение вообще невозможно без письменности. Можно обучить бытовым навыкам, языку, обычаям, не прибегая к письму. Но сделать, чтобы достижения культуры стали массовым достоянием, можно только посредством письма. В России многие столетия слово «учение» практически равнялось в обыденном сознании «грамоте». Отдавали в школу, говорили – «в грамоту», понимая, что остальное – приложится. Обучишься азбуке, постигнешь написанное слово – и обретешь врата в бесконечный мир, где путей-дорог бесконечно, а идти по ним никогда не наскучит. Хотя и математика, и общие понятия об окружающем мире, не говоря уже о художественном и физическом развитии, входят в круг занятий начальной школы, все-таки основной ее функцией является введение юного человека в мир записанного слова, литературы.
Мы своеобразная в этом отношении нация. Уже на заре нашей истории русский язык не пренебрегался как недостойный для Священного Писания. Поэтому он приобрел со временем отчетливо сакральное значение, стал языком, на котором долго не формировалась светская литература. С одной стороны, это плохо. Это не позволило вовремя сформировать в России касту светских интеллектуалов, и университет в европейском его значении мы приобрели по сути только к концу XVIII столетия (и русской высшей школе пришлось выдержать немалую борьбу за преподавание на родном языке). Но, с другой стороны, доступность священного языка, демократичность (даже чрезмерная) церкви в средневековой Руси позволили сделать носителями православного культурного кода не только членов монашеских корпораций, как в Европе, а почти любого горожанина и значительную часть крестьян. И это имело грандиозные последствия – в том числе и поразительное культурное единство России на огромном пространстве Евразии.
Можно много рассуждать на эти темы, применяя их к современным реалиям и дивясь историческим параллелям. Не менее примечательно и то, что праздник славянской письменности стал вновь актуален и популярен в учащейся среде в начале XX века, во времена тяжелых испытаний нашей нации на прочность. Затем праздник по понятным причинам был подзабыт и вновь оказался востребован в конце того же века. Русская литература, русский алфавит вновь стали тем фундаментом, на котором единственно возможно устроение национальной культуры в мире, где национальным культурам все неуютнее на сквозняке глобальных мировых тенденций, малоприятных и для здорового человека откровенно мерзких.
Поэтому обучение русской письменности и литературе – это путь к себе. Только образованный человек по-настоящему может считать себя частью нации, понимать, какими сокровищами он владеет по праву. Поэтому итог учения – велик и прекрасен, и даже тяжелое восхождение по этому пути – радость.
Радость должна присутствовать в самой трудной учебе. Вот эту радость и хочется донести до всех в День славянской письменности и культуры. И с узнаванием и обретением своей культуры в результате учения и очередного учебного года всех учащихся и учащих хочется поздравить.
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости»
pavelivanov2007@mail.ru