Об этом губернатор Игорь Руденя говорил еще в прошлом году: надо понять, почему у нас одни муниципалитеты, можно сказать, купаются в деньгах, и инвесторы туда идут, и люди охотно едут, и зарплаты там на зависть. А другие, буквально по соседству, едва сводят концы с концами. В правительстве придумали, что с этим можно сделать.
Конечно же, все разные. У одних есть река, у других нет. У одних по территории проходит федеральная трасса, а другие в стороне от больших дорог (и больших перспектив). Население, ресурсы, географическое положение, дороги – факторов, определяющих экономическое состояние отдельно взятого муниципалитета, немало. Региональное Министерство экономического развития провело фактически академическую работу, исследовав социально-экономическое состояние каждого района. Результаты представили на заседании правительства Тверской области 7 апреля.
Рассматривались показатели как экономические (промышленное производство, инвестиционные проекты, новые рабочие места), так и социальные (демография, доля работоспособного населения и т.д).
По демографии за последние десять лет несколько муниципалитетов понесли тяжелые потери – численность населения сократилась на 30-35%. По промышленному развитию в числе отстающих Кесовогорский, Сонковский, Лесной. С привлечением инвестиций в местную экономику хуже всего обстоят дела в Бельском, Жарковском и Весьегонском районах. Есть шесть муниципалитетов, которые никак не участвуют на протяжении последних пяти лет в адресной инвестиционной программе. Есть районы, где плохая наполняемость бюджета, нет работы. В общем, понятно, что среди 39 муниципальных образований Тверской области есть свои передовики и свои отстающие.
Что посеешь, то пожнешь
Минэк определил шесть особо «отстающих» муниципалитетов – Краснохолмский и Лесной муниципальные округа, Жарковский, Спировский, Сонковский и Молоковский районы. В них наибольшее количество проблем, и эти проблемы предстоит решать. Специалисты определили, что причина чаще всего кроется в неэффективном управлении – местные администрации просто не имеют специалистов, способных, например, подготовить бизнес-план для потенциального инвестора. Еще одна причина – недоразвитая инфраструктура. Не хватает нормальных дорог, нет современных котельных, насосных, очистных… И третья – не хватает кадров.
Для каждого из отстающих муниципалитетов будет разрабатываться индивидуальная программа развития. Где-то проведут обучение местных чиновников, где-то помогут найти инвесторов, где-то инфраструктурой займутся вплотную. Но в целом, конечно, работать будут комплексно.
– Кто больше посеет, тот больше пожнет, – сказал Игорь Руденя, комментируя это решение. Мол, чем больше вкладывать в муниципалитет, тем сильнее будет отдача – пусть и не сразу.
Есть еще один важный фактор – масштабная программа газификации, рассчитанная на пять лет (программы индивидуального развития тоже составлены на пятилетку). Как только газ приходит в муниципалитет, он начинает хорошеть буквально на глазах, мы это много раз наблюдали.
Всем сестрам по серьгам
Мы еще помним время, когда экономические перспективы муниципалитета зависели от того, насколько хорошие у главы района отношения с губернатором. «Своим – все, другим – только закон», гласит известная пословица. Поэтому районы, главы которых по разным причинам попадали в немилость, развивались, мягко говоря, медленнее тех, руководители которых ходили у главы региона в любимчиках.
Так вот, этого фактора при Игоре Рудене нет. Главы районов и округов у нас разные: сильные и не очень, молодые и заслуженные. И ни об одном нельзя сказать, что у него какие-то особые отношения с губернатором, за счет которых он получает преференции для района.
Главы муниципалитетов оцениваются не по внешнему экстерьеру, не по по количеству покровителей в правительстве и выше, а исключительно по работе. Привлек инвестора и деньги на территорию, создал рабочие места, вошел в региональные программы – молодец! Не сумел – правительство будет разбираться, почему так. И подтягивать до нужного уровня.
Например, отстающие муниципалитеты смогут стать участниками областной Адресной инвестиционной программы, обеспечив со своей стороны всего 1% софинансирования. Кроме того, для таких территорий предусмотрены налоговые преференции, льготное субсидирование бизнеса.
То есть отличников поощряют, отстающим помогают. Игорь Руденя руководствуется принципом, что на всех территориях живут люди, и они не должны страдать из-за того, что у главы района управленческого опыта не хватает или специалистов в команде нет. Выровняв финансирование, он выровнял и возможности районов. И четко дал понять, что взаимоотношение муниципалитета с регионом – это не то же самое, что отношения главы с губернатором.
– В районах живут люди, наши люди, и мы хотим, чтобы у всех была возможность достойно жить и активно развиваться, – сказал Игорь Руденя, подводя итоги заседания.
Владислав ТОЛСТОВ
Игорь Руденя, губернатор Тверской области:
– В первую очередь мы проанализируем потенциал управленческих команд и кадрового состава. Возможно, организуем курсы переподготовки, чтобы люди соответствовали поставленным задачам. Укреплению инфраструктуры будет способствовать программа газификации и программа ремонта дорог. А вступить в региональные программы районам поможет дополнительное финансирование.